Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Он действительно отдавал людям всего себя». Воспоминания об узнике концлагеря Семене Семеновиче Мазурине

После того как в районке была опубликована история жизни нашего земляка, узника концлагеря Семена Семеновича Мазурина, который в Бухенвальде в 1945 году вместе с другими заключенными организовал восстание, нам позвонила его односельчанка Валентина Александровна Семина. Читательница рассказала, что у нее есть свои воспоминания о Мазурине, а также – воспоминания дочери Семена Семеновича. Мы попросили предоставить эти записи в распоряжение районки, так как, по-прежнему считаем, что должны сохранить в истории имя героя-земляка.

Воспоминания Валентины Александровны Семиной, бывшей заведующей Плюсковским сельским клубом о Семене Семеновиче Мазурине

Мазурин Семен Семенович родился 26 ноября 1914 года в деревне Волконское Козельского района. Окончил Харьковское военно-медицинское училище. Ему была присвоена квалификация военного фельдшера. Незадолго до окончания училища он женился на украинке Гришко Валентине Павловне.

В 1941 году 22 июня Семен Семенович ехал с семьей: женой и 2 детьми – Брониславом и Раисой –  в отпуск, в город Харьков. Его, как офицера, сразу призвали на фронт.

О его нахождении в лагере смерти Бухенвальд мы читали в газете. После освобождения из концлагеря офицерский состав домой не был отправлен, они проходили фильтрацию на стройках Беломоро-Балтийского канала. Их проверяли особенно тщательно, и в 1946 году Семен Семенович был окончательно проверен и освобожден. Он вернулся к семье, в город Харьков, и уже в 1947 году вместе с женой и детьми переехал в Козельский район.

Вначале был заведующим Клюксовским медицинским пунктом, а в мае 1950 года был назначен заведующим Плюсковским медицинским пунктом. Обслуживал 11 деревень, в том числе Коробки, Плюсково, Антипово, Сбылево, Нешенка, Зарочино, Редково, Кузьменки, Пустошки, Берды, Дерягино.

За его отношение к людям, к исполнению своих служебных обязанностей, за то, что работал он без расписания и днем, и ночью, принимал роды, рвал и лечил зубы, все воспалительные и инфекционные болезни, пользовался большой любовью и авторитетом. Одним словом, был и терапевтом, и хирургом, и педиатром, и невропатологом, и гинекологом.

Свидетельством того может стать то поколение, жившее в этот период. Он действительно отдавал людям всего себя.

К нему на прием шли не только колхозники из своих деревень, но и из других, и дальних, и ближних – Орлово, Бильдино, Кудринская и т.д. И никому в помощи не отказывал. Его жена Валентина Павловна с 1950 по 1976 год работала вместе с Семеном Семеновичем санитаркой Плюсковского медпункта.

Кроме обслуживания населения, принимал активное участие в общественной жизни коллектива. На протяжении ряда лет избирался депутатом Плюсковского Сельского Совета.

Имел множество всякого рода поощрений, объявление благодарностей, награждение Почетными Грамотами, занесение на Доску почета Козельской районной больницы. Награжден правительственной наградой: знаком «Отличник здравоохранения РСФСР».

Пользовался огромным, непререкаемым авторитетом и уважением, как у руководства Козельской районной больницы, так и среди всего населения.

В сентябре 1976 года он уехал в Калугу к дочери. Но и там в Калуге до самой смерти оставался бесплатным участковым врачом. К нему обращались люди со всех близлежащих домов, и всем он оказывал медицинскую помощь.

Умер 24 августа 1989 года. Похоронен в городе Калуге на кладбище на Малинниках на Аллее почетных захоронений.

Наше поколение помнит о Мазурине Семене Семеновиче и старается, чтобы и молодежь о нем знала. Когда функционировала Плюсковская средняя школа, классный руководитель Щербакова Ольга Николаевна проводила урок мужества.

21 ноября 2009 года в Плюсковском СК был проведен День памяти Семену Семеновичу. Собралось много народа. На это мероприятие приезжали дети Семена Семеновича: Бронислав Семенович и Раиса Семеновна, внуки: Виктория, Анна и Игорь, правнучка Елена. Все были очень довольны.

Из воспоминаний об отце Мазурине Семене Семеновиче его дочери Хомяковой Раисы Семеновны, 22.03.1941 года рождения

Мой отец Мазурин Семен Семенович умер 24 августа 1989 года, прошло без малого уже 20 лет, но воспоминания о нем остались ясными, как будто это было вчера.

Он любил рассказывать о своем детстве. Жил он в очень бедной крестьянской семье. Его отец рано умер, и он остался с матерью и младшим братом. Мать, Мазурина Елена Егоровна,  батрачила на кулаков. Отец тоже, начиная с 6-летнего возраста пас коров. У кулака коров было много, выгоняли их на пастбище в 4 часа утра, в это время очень хотелось спать, но мать расталкивала его и выуживала на работу. Очень хотелось кушать, в доме не было ничего, и его завтрак, да и обед с ужином тоже составлял, как и у коров, подножный корм. Это щавель, кисличики, столбечики – это такая вкусная и съедобная трава – и всякая ягода, которая поспевала к тому времени.

Самым тяжелым испытанием было, когда вечером пригонял коров с пастбища, и видел, как хозяин вместе со своей семьей во дворе, на террасе пьет чай вприкуску с хлебом, намазанным маслом, а сверху медом. На всю жизнь запомнил он этот запах, и хранил мечту: когда вырастет, будет работать, то обязательно будет кормить своих детей таким лакомством. И это действительно свершилось. Когда я училась в 8-м классе – это 1954 год – отец был заведующим Плюсковским медицинским пунктом, он купил 2 или 3 улья с пчелами, ухаживал за ними  в холодное время, подкармливал, и они благодарно ему платили медом. Мы брали у соседей медогонку и гнали мед. Это был такой восторг. Жили-то ведь тоже не ах как богато, и наесться вдоволь меда – это было что-то. Маслом нас угощал заведующий маслозаводом по фамилии Старбулев, имени не помню. Так сбылась детская мечта моего отца.

Еще он рассказывал, когда уже подрос, и ему было где-то лет 15-16, как ходили они гулять с девчатами. Гулянки эти, естественно, были вечером, в основном летом. Обычно они ходили в лаптях, но на гулянку одевали свои немудренные «хорохорки» – так называли они одежду, какая у них имелась. Модным было одевать парусиновые (тряпочные) ботиночки и сверху резиновые галоши. Так вот ботиночки одевали на ноги, а галоши были все рваные, но для форса их обязательно несли в руке. Откуда-то была добыта балалайка, и под ее звуки плясали и танцевали, причем балалаечнику полагалась плата – за каждый танец стакан орехов.

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять