Появившийся в 2004 году сосенский памятник Шахтеру давно стал и символом города, и его визитной карточкой. Иначе и быть не могло: ведь именно шахтеры основали поселок, который положил начало современному моногороду. До сих пор считалось, что памятник Шахтеру – образ собирательный и символический. Но, оказывается, моделью для него стал реальный человек – Николай Иванович Анашкин. Мы встретились с ним и выясняли, какого это каждый день узнавать свои черты в человеке с памятника?
Работа для настоящих мужчин
Супруги Анашкины пришли работать в шахту совсем юными: Николай Иванович – после армии, Татьяна Васильевна – после школы. Он – проходчиком, она – секретарем.
«Когда я демобилизовался после срочной службы, сосенский завод уже работал, все мои приятели там трудились. И меня уговаривали туда устроиться. Но я подумал и решил: пойду-ка я лучше на шахту. Вот так, через 15 дней после возвращения из армии домой, я попал в 1975 году на проходку и десять с лишним лет там проработал. Период, конечно, был тяжеловатый, но веселый. Шахтеры – люди дружные», — вспоминает Николай Иванович.
«Бывалые», когда Николай только устроился в шахту, так ему и сказали: «Если месяц выдержишь – то останешься». Выдержал, остался. А ведь попал он на отбойный молоток, где работали втроем: один на молотке, двое – грузят уголь. Работа была не для слабонервных, тут нужны и сила, и терпение. «Одиннадцать тонн угля в вагонетки накидаешь за смену – приходишь домой и просто падаешь. Вот так и привыкал», — рассказывает нам Николай Иванович.
А потом он выучился на машиниста горных выемочных машин, закончил курсы, и стало полегче. «Я работал на проходческом комбайне. Он рубит уголь, сыпет его в вагонетки. Метр вырубили – закрепили, идем дальше. Работал за меня механизм. Но тут ведь дело не только в физической нагрузке, было и морально тяжело работать: сама атмосфера шахты не дает расслабиться, держит в напряжении. Всякое бывало: и топило меня на комбайне, вплавь выбирались».
Несмотря ни на что, Николай никогда не жалел, что пошел работать в шахту. Он бы и дальше трудился, но сосенские шахты начали закрывать.
Пришлось Анашкину все-таки пойти на завод.
Собирательный образ профессии Шахтера
Главой Сосенского в 90-х был Алексей Дмитриевич Володченко. Вот у него и возникла такая идея – увековечить труд шахтеров в памятнике. Не случайная, надо сказать, задумка: свою деятельность в городе Володченко начинал с работы в шахте. И в свое время он был начальником 5 проходческого участка, где трудился Анашкин.
«И понадобился человек для образа Шахтера. Кто не подошел из-за худощавости, кто-то отказался, вот и предложили мне стать моделью. Я тогда уже не работал в шахте, но решил, что это святое дело – ребятам поставить памятник, и согласился.
…»
Полная версия очерка о Николае Ивановиче будет опубликована в номере газеты «Козельск» 16 декабря. Из этого текста вы также узнаете, кто изображен на мурале у ДК «Горняк».
Авторы материала: Анастасия Королева, Василий Батурин
Ваш комментарий будет первым