4 ноября, в День народного единства, мы встретились с внучатой племянницей Фёдора Максимовича, чтобы передать ей смертельный медальон деда – героя Великой Отечественной. Та, взяв в руки семейную реликвию, не смогла сдержать слёз: «И тоска, и гордость – всё сразу! Я помню, как портрет деда висел в нашем деревенском доме. Потом, когда бабушка умерла, мама почему-то его сняла. Но я помню, что на фотографии он был в военной форме, молодой, красивый…»
На долгих 80 лет…
Елена Петроченкова сравнительно недавно узнала о том, что её без вести пропавший двоюродный дед Фёдор Лысенков погиб в районе урочища Карбусель Кировского района Ленинградской области. Хотя ещё в апреле прошлого года на официальной странице МОО «Вологодское объединение поисковиков» появилось сообщение о том, что межрегиональной поисковой экспедицией #Вороново2021 обнаружила останки солдата, а при нём – хорошо сохранившийся смертельный медальон сразу с тремя записками внутри. Поисковики обратились за помощью и к нам в редакцию с просьбой разместить информацию о том, что боец указал в записках, что он – Фёдор Максимович Лысенков, уроженец Смоленской области, Козельского района, Вырского с/с, д. Овсянниково.. В своём обращении ребята также просили как можно скорее отозваться родственников убитого в бою солдата и связаться с координатором поиска, руководителем экспедиции Александром Метёлкиным…
Сначала на эту информацию случайно обратил внимание один из сыновей сын Елены Ивановны. «Мам, а Лысенкова – это ж нянькина фамилия?» – спросил меня тогда сын, – вспоминает тот момент внучатая племянница героя войны. – Нянька – это моя двоюродная бабушка по отцовской линии, которая с детства не могла ходить. А нянькой её звали потому, что всем деревенским ребятишкам помогала уроки делать. И ведь только у неё сохранилась девичья фамилия – Лысенкова… Тогда я поехала в Козельск, но в военкомате никакой информации о Фёдоре Максимовиче не нашла. И только когда моя младшая сестра Надя поговорила по телефону с девушкой-поисковиком, всё встало на свои места».
После разговора выяснилось, что Фёдор Максимович 1921 года рождения – действительно двоюродный дед Елены Ивановны и её сестры Надежды. Именно он ушёл на фронт из родной деревни Овсянниково, тогда ещё Вырского, а потом Сенинского сельского поселения. И вот, наконец, 4 ноября нынешнего года смертельный медальон Фёдора Максимовича оказался в руках его внучатой племянницы…
На предложение побывать в родном доме красноармейца Лысенкова Елена Ивановна согласилась сразу же, и мы отправились в деревню Овсянниково.
Старинная кирпичная кладка, небольшие арочные окошки, покосившийся сарай и огромная старая яблоня, посаженная во дворе родной сестрой солдата Фёдора. В округе тишина – природа будто дышать перестала: сейчас откроется дверь дома, и рядовой Лысенков очутится в родных стенах…
Елена Ивановна зажгла свечи, поставила их рядом с медальоном деда и присела на старинный деревянный диванчик, на котором 80 лет назад сидел за обедом молодой деревенский парень. Ему бы ещё жить и жить – работать в колхозе, пахать землю, влюбиться, жениться и нарожать детишек. Но грянул 1941год, и 20-летний Федя покинул родное Овсянниково. Навсегда…
В списках не значился…
Смертельный медальон перед тем, как отправиться в Козельский район, долгое время хранился в музее Вологодского отделения Российского Военно-исторического общества, председателем которого является Александр Юрьевич Метёлкин.
Напомним, что именно Метёлкин возглавлял экспедицию Вороново, в ходе которой в апреле 2021 года были найдены останки нашего земляка и ещё более 50 бойцов Красной Армии, которых так и не дождались дома родные. Бывший редактор нашей районки, а ныне – корреспондент «Российской газеты» Максим Васюнов встретился с Александром Юрьевичем, чтобы начать путь возвращения находки на малую родину погибшего козельчанина.
На вопрос – как были обнаружены останки и медальон Фёдора Лысенкова – Александр Метёлкин ответил Максиму: «За окопами в яме он был прикопан с ещё несколькими бойцами. Смертный медальон находился в кошельке. Отмечу, что это уникальный случай, когда боец заполнил на себя три бланка. Обычно медальон состоял из двух бланков, свернутых в трубочку и вставленных в эбонитовый пенал, который похоронная команда должна была изъять, размотать, а второй смотать и положить обратно. Зачем Фёдор заполнил три – неизвестно. К тому же в 1943 году в момент его гибели медальоны уже были отменены, но, видимо, он солдат очень хотел вернуться домой…»
На вопрос – в какой части рядовой Лысенков воевал – Метёлкин тоже не смог дать точного ответа. Ведь солдата нет ни в одном списке. Есть лишь предположение, что это была 364-ая стрелковая дивизия. «Будем дальше работать, пытаться определить, – пояснил Александр Юрьевич, добавив ещё один интересный факт. Дело в том, что все останки, обнаруженные поисковиками в этой яме, впоследствии обрабатывали антропологи.
И тут уже в разговор вступила Ирина Метёлкина, председатель Вологодского объединения поисковиков: «Антропологи, используя метод Герасимова, провели специальное исследование 10-ти черепов, после чего у нас появилось пять портретов погибших бойцов. Но не исключено, что среди них окажется козельский солдат. Нам важно посмотреть на его сохранившийся портрет, чтобы сравнить его с наработками антропологов. Ведь это очень важно для поисковиков. К тому же наши сотрудницы Дарья Воробьёва и Алла Корюкина провели ради этого трудную работу в архиве, сделали многочисленные запросы, чтобы найти родственников Фёдора Максимовича. Теперь смертный медальон вернется в семью, и мы не теряем надежду увидеть портрет солдата».
Но как уже стало известно, портрета молодого парня в военной форме в его родном доме не сохранилось. Поисковики по этому поводу, конечно же, расстроятся. Но ведь внучатая племянница героя Великой Отечественной до сих пор помнит его красивое лицо. А память куда важнее бумажного носителя, с которым время к этому моменту могло сделать всё, что угодно!
«Я очень благодарна поисковикам Вологодчины, – вытирая слёзы, дрожащим голосом тихо произносит Елена Петроченкова. – Теперь мы можем помянуть нашего деда, придя на могилки наших родных, что похоронены на кладбище соседней деревни. Спасибо ребятам огромное, что восстанавливают славную историю подвига наших дедов, завоевавших для нас Великую Победу!»
Нам же остаётся добавить, что Межрегиональная общественная организация «Вологодское объединение поисковиков» была создана 10 лет назад. В её состав входит более 200 человек из 14-ти регионов России, участвующих в экспедициях по всем местам боевой славы времён Великой Отечественной. Ребята ведут поиски и захоронение останков красноармейцев. Благодаря их работе, за эти годы были подняты и перезахоронены свыше 750 бойцов! Установлены имена 41 из них! Практически все они вернулись в свои семьи, пополнив нескончаемые ряды «Бессмертного полка»!
Но Великая Отечественная не закончена, пока не похоронен последний солдат…
Фото: Виталий Верескун
Ваш комментарий будет первым