Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Мастеров много, но каждый по-своему уникален». Интервью с мастером резьбы по дереву Антоном Першиным

В его руках вторую жизнь обретает любое дерево. Старое, сухое или влажное. Любой плотности и структуры. Лестницы, купели, кровати, беседки и многое другое он может воплотить в реальность.

Антон Першин побывал во многих странах Европы и мира, вдохновился работами мастеров и вернулся обратно в Россию, продолжая творить в своём родном селе Березичский стеклозавод. Заказы поступают ему ото всюду, а в мастерской каждый день шумно, к чему, несомненно, привыкли все соседи.

– Антон, когда вы стали работать с деревом?

– Это было так давно, что я и не вспомню. В своё время с отцом резьбой занимались, а после непростой ситуации в стране ушли в коряжный бизнес. Коряги начинали всё больше и больше нравиться, но вот профессионалов, художников или мастеров, которые научили бы этому, не было. Этот стиль нигде в России не практиковался. В Америке, правда, был похожий стиль – адирондак, но кто ж туда поедет? Поэтому профессионалов в России очень мало. Вот и учился всему самостоятельно.

– Какая работа является самой большой гордостью в вашей жизни?

– В Нью-Йорке есть железный бык, расположенный на севере парка Боулинг-Грин в Финансовом квартале. Разъярённое, приготовившееся к атаке животное символизирует агрессивный финансовый оптимизм, так говорят его создатели. Я сделал такого же быка из дубовых корней. Сейчас эта махина живёт в Калуге на частном подворье. Длина быка шесть метров, высота – три с половиной, а вес под четыре тонны.

– Долго его делали?

– Собирал детали на каркас месяца три, а на саму подготовку ушло восемь КамАЗов переработанных корней. Сам бык полый и кроме каркаса внутри ничего нет. Собирали всё в мастерской, а чтобы его вытащить на улицу, пришлось разобрать стену. Грузили его с помощью крана, а голову и ноги я уже собирал ему на месте.

– Понятно, что бык самая большая и кропотливая работа. Но с чего же всё началось? И где сейчас находится «проба пера»?  

– Моя первая работа – разделочная доска. Она до сих пор висит на стене у отца в доме.

– Между разделочной доской и быком теперь большая разница и такая же временная пропасть. Появились свои фирменные фишки, авторские методики по изготовлению таких оригинальных работ. Поведайте нам о том, как проходит творческий процесс: какие его этапы самые сложные, какие самые увлекательные?

– Самый долгий этап это время. Я приведу пример на дверях. Если натуральная сушка длится лет семь, то быстрая в вакууме – месяц. Но тут отличие вот в чём: при долгой – древесина усаживается, а после вакуумной сушки усадка и уплотнение даются лишь в течение следующих двух лет.

А вот после сушки начинается самый приятный процесс – сборка двери. Если есть большое количество материала, я могу собрать дверь часа за два или три. Это очень увлекает: ходишь, смотришь, что-то где-то подбираешь. Приложил – тебе не понравилось! Взял и разобрал, а после всё заново.

– Если не секрет, сколько стоит одна такая дверь?

– Настоящая цена 600 тысяч рублей, а делаем за 100, ведь никто не купит за такую стоимость.

– Разница очень даже приличная. Жаль, что авторскому труду приходится давать такую уценку… Антон, а вы работаете с какой-то определенной породой дерева, как, например, дуб, из древесины которого вы делаете двери, или подбираете материал к конкретному заказу?

– Тип древесины я не всегда выбираю сам, если дело доходит до заказчиков. Поэтому и любимой породы у меня нет. Но самый интересный и красивый в свежем и сухом виде вяз – одно из самых полезных деревьев, как для здоровья человека, так и для оборудования его жилища. Если его пилить ещё сырым, то внутри он будет светлым. Сейчас, кстати, очень модно столы изготавливать из слэба ясеня и эпоксидной смолы. Пользователей привлекает к ней очень необычный внешний вид. Да и мне нравится.

– Много таких умельцев, которые на одной волне с вами – работают в одних и тех же направлениях?

– Да, много. Пока есть интерес и идея – работают, как только идея теряется – человек тоже теряется. Каждому, кто хоть раз выполнял какое-либо творческое задание, наверняка знакома ситуация, когда работа остановилась, вдохновение пропало, идей нет, а вокруг всё отвлекает и не дает собраться с мыслями. Также и здесь.

– Вы так об этом рассказываете, будто сами через это всё прошли. Это так?

– Нет. Я просто это вижу, да и опыт у меня большой. Кстати, и людей было много, кто пытался этому ремесленному творчеству научиться. Но научить этому нельзя. Если ты не видишь, значит всё! На этом для тебя работа заканчивается. Хотя, если где-то получается подглядеть и из этого получается что-то своё, то да. У всех своё виденье, каждый мастер уникален, поэтому почерк у каждого свой. Взять в пример моего брата Семёна. Он занимается примерно тем же, что и я. Но наши работы отличаются и никто не может повторить что-то один в один.  Похожее – да, но не оригинал.

Так же, как и с моим товарищем Дмитрием. Сколько мы с ним в паре работаем, столько и спорим. Я смотрю на ту же корягу под одним углом, а он предлагает перевернуть её и посмотреть на неё под другим. Думаю, в таких спорах и рождается истина, которую мы воплощаем в жизнь вместе.

– Антон, вам часто приходится работать под заказ. Значит, приходится творить с ним совместно. Как этот процесс происходит?

– С заказчиками я работаю по-разному. В первую очередь выслушиваю. Затем смотрю, что он за человек, пытаюсь понять, чего хочет. И лишь после начинаю создавать. Каждый человек разный. Не всем удаётся угодить по срокам выполнения, потому что не каждый понимает, что такая работа требует много времени. Поэтому начинают торопить…

– А был какой-нибудь необычный заказ?

– Был. Деревянный унитаз. Заказчик попался как-то с юмором. Предложил мне интересную идею: сделать так, чтобы, заходя в ванную комнату, унитаз в глаза не бросался. Чтобы его как будто не было. Тогда я предложил следующее: на фоне деревянной раковины вмонтировать в кап берёзы. После установки заказчик, смеясь, рассказал, что этот унитаз гости долго искали, пока не узнали, что пень – нужная для них вещь…

– Антон, вы действительно творец. Вашей энергии хватило бы на многое. Откройте секрет, к чему ещё душа лежит?

– Была идея на шести гектарах земли создать базу отдыха, там же сделать мастерские, где можно проводить мастер-классы, различные творческие конкурсы. Что-то похожее на арт-парк Никола-Ленивец, что находится вокруг крохотной деревни в нашей области. Но моя база была бы намного художественней и красивей. В этом же месте можно эко-тропы проложить.

А что мешает воплотить эту идею в жизнь?

– Финансов не хватает, но эскизы проекта уже есть. Место шикарное, дорог нет, только одна – въездная. Там с одной стороны река Прорва, с другой – лес. Там тишина, долина между бугров, озеро в виде ноги человека посередине большого поля. Одним словом красота, да и только…

Покидая мастерскую Антона, мы утвердились в том, что он удивительный человек, относящийся к той категории людей, для которых работа – это любимое занятие. Оно приносит мастеру не только доход, но и удовольствие.

Прикоснувшись напоследок к изделиям Антона – дверям, качелям и лавочкам – мы зарядились мощной энергетикой природы, несмотря на то, что все они изготовлены из старых деревьев и коряг. Но, благодаря фантазии и рукам Антона, свой век они ещё проживут, радуя своих заказчиков.

Для нас это диковина, а для Антона его занятие — это главное в жизни.

Даяна Дувалина

Фото: Евгения Симонова

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять