Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

СВЯТЫНИ ПРИХОДЯТ К НАМ САМИ

Многие поколения наши предки совершали паломничества к святым местам и к чтимым святым образам. Шли к ним пешком, порой неделями. Молитвенное хождение к святыням обновляло и преображало души паломников. В наши дни паломники порой больше похожи на туристов: едут на авто и поездах, летят на самолетах. А святыни теперь нередко приходят сами: их с благоговением доставляют, и остается лишь прийти в тот храм, где они как священные гости на некоторое время располагаются. Так уже не один год летом «ходит» по Калужской губернии Калужская икона Божьей Матери.

18-19 февраля Козельск имел возможность помолиться перед одной из древнейших икон Пресвятой Богородицы. Совсем немного Её икон, сохранившихся с 12 века. Среди них и наша Высокая Гостья — Феодоровская икона Богородицы. Молитва перед Ней не останавливалась никогда. Молитве этой не помешали войны, эпидемии, революции, политические перевороты. По преданию этот образ — один из написанных евангелистом Лукой. Как именно икона попала в небольшой волжский город Городец — неизвестно. По преданию именно там, в небольшой часовне в 12 веке Её обрёл благоверный князь Юрий Всеволодович. Позднее на этом месте князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) основал Городецкий Богородицкий монастырь. В крещении князь Ярослав был наречен Феодором (в честь Феодора Стратилата), возможно, именно поэтому икону стали называть Феодоровской.

В 1239 году войсками Батыя Городец был сожжен, икона исчезла. Но чудесным образом она была обретена и перевезена в Кострому. От Городца до Костромы около 300 км.  Там было много чудесных событий, связанных с ней: дважды горел собор, а икона оставалась в огне невредимой, город оказался защищен от монголов в 1260 году.

Всероссийское почитание этого образа связано с воцарением династии Романовых. Именно им благословила на царствование Михаила Федоровича Романова его мать инокиня Марфа. Она же привезла в Москву чтимый список иконы, который расположили в Большом Кремлевском дворце. Позднее стали известны и другие чтимые списки этой иконы — в Москве, Ярославле, Царском Селе, Нижнем Новгороде, Казани.

Вся династия Романовых особо почитала Феодоровскую икону. Иноверным невестам наследников русского престола именно в Её честь часто давалось отчество Федоровна.  Этот образ сопровождал династию Романовых все триста отпущенных ей лет, до самого последнего дня. Особо чтила эту икону Царица-мученица Александра Федоровна: в Царском Селе она построила Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. После кровавой расправы над Царской семьей в доме Ипатьева в Екатеринбурге была найдена икона Феодоровская: без неё Царица никуда не выезжала.

В Козельске побывала именно основная, Костромская икона.  Она двусторонняя: на обороте иконы Богородицы изображена святая великомученица Параскева Пятница. На ней богатая княжеская одежда красного цвета с золотым рисунком, руки ее молитвенно сложены. На Руси ее почитали как покровительницу невест и свадеб. И самой двусторонней иконе часто молятся также о беременности и благополучных родах.

Византия не знала двусторонних икон, а на Руси они появились, некоторые из них широко известны. К их числу относится известный новгородский Спас Нерукотворный (12-й век), у него на обороте — Прославление Христа. Икона святого Георгия из Успенского собора в Кремле, еще домонгольского письма — на обороте имеет икону Одигитрии. Донская икона Богородицы, «Героиня» Куликовской битвы, с другой стороны украшена иконой Успения. В Ростовском Кремле у иконы Божьей Матери «Умиление» другая сторона содержит образ святителя Николая. Самая древняя наша святыня «Богоматерь Владимирская» — тоже двусторонняя! В 15 веке на обороте написали символический образ «Этимасия» — престол, уготованный Господу с лежащими на нем орудиями Его мучений — крест, терновый венец, гвозди, копие и губка, смоченная уксусом. Возможно, это было исполнено Андреем Рублевым.

Почти декаду древняя костромская икона гостила в Калужской митрополии. Ее встретили в Калуге, потом она побывала в Козельске, Людиново, Малоярославце, Обнинске. Древний святой образ, перед коим молились и князья, и цари, и аристократы, и простой народ, освящает важные Русские Смыслы: Держава и Царство, Семья и Чадородие, Воинство и Победы. Потому ныне, в начале года, провозглашенного Годом Семьи, на калужской земле перед древней святыней молились не только о своих семьях — о Победе в СВО, о всей Державе Российской, о том, чтобы сбылись чаяния о восстановлении подлинного державного суверенитета. Государство Русское многими понимается как Семья Семей. Без Победы и одоления смуты семейное благополучие немыслимо.

Г. Э. Горохова

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять