19 апреля 2024 года исполняется 81 год со дня создания Главного управления контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны СССР — самой эффективной спецслужбы Второй мировой войны, не имевшей себе равных по размаху и интенсивности оперативно-розыскной деятельности.
Несмотря на славную историю ГУКР «Смерш», существует совсем небольшое количество художественных произведений правдиво и непредвзято освещающих деятельность легендарной спецслужбы, написанных не по заказу иностранных спонсоров в духе антисоветчины и русофобии, а в связи с искренним желанием автора напомнить потомкам о подвигах советских контрразведчиков.
Одним из таких произведений по праву считается роман Владимира Осиповича Богомолова «Момент истины (в августе сорок четвертого)». В 2024 году исполняется 50 лет со дня его первой публикации. Примечательно, что, несмотря на десятки лет, прошедшие с того дня, когда роман был опубликован, он и сейчас не теряет своей актуальности и, более того, служит своеобразным учебником для молодого поколения контрразведчиков. В качестве наглядного примера приведем небольшой отрывок:
«Весь этот день я провел в Гродно и в Белостоке. С утра в моем распоряжении был самолет связи, на аэродромах меня ожидали автомобили и большие оперативные группы. Если вчера «Неманом» занимались только мы трое да еще Поляков, если вчера я с великим трудом мог бы выпросить себе в помощь хотя бы стажера, то сегодня делалось буквально все – машина чрезвычайного розыска была запущена и стремительно набирала скорость.
Причем и в Гродно, и в Белостоке меня ожидали не новички вроде Фомченко и Лужнова, а розыскники из отделов контрразведки пяти армий нашего и соседнего фронтов, толковые, ухватистые ребята, понимавшие все с полуслова. Их не надо было инструктировать, от меня требовалось лишь направлять и координировать их действия.
Судя по тексту дешифрованного перехвата, наблюдение за эшелонами осуществлялось не со стороны и не на перегонах во время движения, а на станциях. Поляков, как и обычно, оказался прав: 473-й батальон автомобилей-амфибий не следовал через Гродно или Белосток, то есть наблюдение было комбинированным – стационарное на одной из этих станций дополнялось сведениями фланеров или маршрутников, очевидно, действующих в форме военнослужащих Красной Армии.
Продолжение материала читайте в номере районки от 19 апреля
Фото из открытых Интернет-источников
Ваш комментарий будет первым