С началом СВО в «Российскую газету» стали поступать письма с вопросами: как молиться за сына, брата, отца, ушедших в армию? Кому? Какие читать молитвы? Давайте разбираться.
Кому молиться?
Небесного заступничества за воинов у Бога просили всегда, именно поэтому так много молитв «за тех, кто на поле брани». Среди них молитвы, которым не одно тысячелетие, и те, которым всего пару веков. Много в православии и святых — покровителей воинов: я в своих подсчетах дошла до 156 и, честно признаюсь, сбилась. Тут и всем известные преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, благоверные князья Дмитрий Донской и Александр Невский, праведный воин Феодор Ушаков — это те, кто сражался за русскую землю. Но православие шире узконационального: чтит оно и грека Георгия Победоносца, и римского центуриона Сотника Лонгина, и мученика воина Виктора из Дамаска…
А еще святой пророк царь Израиля Давид — его псалмы всегда читаются в переломные моменты жизни человека, страны. И особенно знаменитый 90-й псалом царя Давида, начинающийся словами «Живый в помощи Вышняго…». Непременная молитва во время войн, эпидемий, за близких, которым мы сами уже не можем помочь. В дореволюционной России «Живый в помощи Вышняго» знали наизусть. С начала XX века пошла традиция: текст молитвы верующие матери и бабушки зашивали в гимнастерки своим сыновьям — Борис Пастернак рассказывает об этом в романе «Доктор Живаго». Есть множество свидетельств, как молитва, которой три тысячи лет, спасала наших воинов — атеистов, коммунистов! — во время Великой Отечественной. В 80-х матери давали воинам-афганцам с собой пояс с текстом молитвы. Многовековой опыт небесного заступничества.
А еще молитвы перед иконами Богородицы — обычно сразу вспоминают о молитвах матерей перед Казанской, Смоленской, иконами «Взыскание погибших», «Всех скорбящих радость». Наверное, это связано с тем, что литература донесла до нас такие истории материнских молитв. Вспомним хотя бы стих поэта Сергея Городецкого, опубликованный 22 ноября 1914 года:
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.
Но на самом деле можно молиться перед любой иконой Богородицы. Обращаясь к любому святому. Или к ангелу, хотя, например, именно Архангел Михаил почитается «главой святого воинства Архангелов и Ангелов» и покровителем всех воинов…

Как молиться?
Повторюсь, молиться можно (и нужно!) любому близкому тебе святому, перед любым полюбившимся тебе образом Пресвятой Богородицы, Ангелу Хранителю. Только надо помнить две вещи.
Первое: «Бог, Иисус Христос — податель всех благ». Богородица, ангелы, святые — это наши ходатаи перед Богом, наши заступники перед Ним. Как говорят в Церкви, они предстоят перед Богом за нас.
Вдумайтесь, в такой, на первый взгляд, простой молитве — «Господи, помилуй!» — сконцентрировано все, что человек может попросить у своего Творца! К молитве можно добавить слова «моего сына или мужа (имя)». Такое же добавление можно сделать и в другую краткую молитву «Спаси, Господи» и «Господи, спаси и сохрани…».
Из этого вывод: длинные молитвы, рекламируемые в интернете как «самые сильные», ничуть не сильнее, чем краткая молитва «Господи, помилуй!», которую можно произносить в любое время, в любом месте. А фраза «самая сильная молитва» — своего рода знак: осторожно, магизм!
И тут второй важный момент. Надо помнить: молитва — это не заговор, которым мы хотим умаслить Всесильного, нет. В молитве точка входа в иные выси — не многословие, тут главная точка контакта человека и Бога — сердце человеческое. И наше сердце, когда мы обращаемся к Господу, должно быть чистым. Очищенным покаянием и укрощенным смирением — пониманием, что не ты главный в этом мятущемся мире, что ты мал, что ты создание и ты сейчас, вот в этот миг своего прошения к Нему, предстоишь перед Творцом всего.
Молитва — это момент нашей максимальной искренности. Действительно, какой смысл кривить душой перед Тем, Кто тебя видит и знает. Все тома, которые посвящены молитве, подчеркивают: надо ощущать важность момента — жить этим моментом Встречи с Богом, психологи назвали бы это «жить здесь и сейчас».
А дальше, в этот момент максимальной искренности и сконцентрированности на происходящем, надо раскрыть себя перед Богом. Смотрите, как доходчиво это состояние описывается в Каноне (т.е. молитвословии) ко Пресвятой Богородице, который поют «во всякой скорби душевной»: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя». Давайте зафиксируем наше внимание на глаголе «пролию»: будто раскрывшись перед Богом, мы изливаем Ему всю нашу боль — изливаем Ему как всепонимающему и любящему нас Отцу. Вот так, учат святые, надо молиться. Думаю, в переломные моменты истории материнское сердце учится науке молитвы не по книгам. Не зря в народе сложили пословицу: «Молитва матери и со дна моря достанет!»
Мария Городова, «Российская газета»
Ваш комментарий будет первым