С началом СВО в “Российскую газету” стали поступать письма с вопросами: как молиться за сына, брата, отца, ушедших в армию? Кому? Какие читать молитвы? Давайте разбираться.
Кому молиться?
Небесного заступничества за воинов у Бога просили всегда, именно поэтому так много молитв “за тех, кто на поле брани”. Среди них молитвы, которым не одно тысячелетие, и те, которым всего пару веков. Много в православии и святых – покровителей воинов: я в своих подсчетах дошла до 156 и, честно признаюсь, сбилась. Тут и всем известные преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, благоверные князья Дмитрий Донской и Александр Невский, праведный воин Феодор Ушаков – это те, кто сражался за русскую землю. Но православие шире узконационального: чтит оно и грека Георгия Победоносца, и римского центуриона Сотника Лонгина, и мученика воина Виктора из Дамаска…
А еще святой пророк царь Израиля Давид – его псалмы всегда читаются в переломные моменты жизни человека, страны. И особенно знаменитый 90-й псалом царя Давида, начинающийся словами “Живый в помощи Вышняго…”. Непременная молитва во время войн, эпидемий, за близких, которым мы сами уже не можем помочь. В дореволюционной России “Живый в помощи Вышняго” знали наизусть. С начала XX века пошла традиция: текст молитвы верующие матери и бабушки зашивали в гимнастерки своим сыновьям – Борис Пастернак рассказывает об этом в романе “Доктор Живаго”. Есть множество свидетельств, как молитва, которой три тысячи лет, спасала наших воинов – атеистов, коммунистов! – во время Великой Отечественной. В 80-х матери давали воинам-афганцам с собой пояс с текстом молитвы. Многовековой опыт небесного заступничества.
А еще молитвы перед иконами Богородицы – обычно сразу вспоминают о молитвах матерей перед Казанской, Смоленской, иконами “Взыскание погибших”, “Всех скорбящих радость”. Наверное, это связано с тем, что литература донесла до нас такие истории материнских молитв. Вспомним хотя бы стих поэта Сергея Городецкого, опубликованный 22 ноября 1914 года:
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.
Но на самом деле можно молиться перед любой иконой Богородицы. Обращаясь к любому святому. Или к ангелу, хотя, например, именно Архангел Михаил почитается “главой святого воинства Архангелов и Ангелов” и покровителем всех воинов…
Как молиться?
Повторюсь, молиться можно (и нужно!) любому близкому тебе святому, перед любым полюбившимся тебе образом Пресвятой Богородицы, Ангелу Хранителю. Только надо помнить две вещи.
Первое: “Бог, Иисус Христос – податель всех благ”. Богородица, ангелы, святые – это наши ходатаи перед Богом, наши заступники перед Ним. Как говорят в Церкви, они предстоят перед Богом за нас.
Вдумайтесь, в такой, на первый взгляд, простой молитве – “Господи, помилуй!” – сконцентрировано все, что человек может попросить у своего Творца! К молитве можно добавить слова “моего сына или мужа (имя)”. Такое же добавление можно сделать и в другую краткую молитву “Спаси, Господи” и “Господи, спаси и сохрани…”.
Из этого вывод: длинные молитвы, рекламируемые в интернете как “самые сильные”, ничуть не сильнее, чем краткая молитва “Господи, помилуй!”, которую можно произносить в любое время, в любом месте. А фраза “самая сильная молитва” – своего рода знак: осторожно, магизм!
И тут второй важный момент. Надо помнить: молитва – это не заговор, которым мы хотим умаслить Всесильного, нет. В молитве точка входа в иные выси – не многословие, тут главная точка контакта человека и Бога – сердце человеческое. И наше сердце, когда мы обращаемся к Господу, должно быть чистым. Очищенным покаянием и укрощенным смирением – пониманием, что не ты главный в этом мятущемся мире, что ты мал, что ты создание и ты сейчас, вот в этот миг своего прошения к Нему, предстоишь перед Творцом всего.
Молитва – это момент нашей максимальной искренности. Действительно, какой смысл кривить душой перед Тем, Кто тебя видит и знает. Все тома, которые посвящены молитве, подчеркивают: надо ощущать важность момента – жить этим моментом Встречи с Богом, психологи назвали бы это “жить здесь и сейчас”.
А дальше, в этот момент максимальной искренности и сконцентрированности на происходящем, надо раскрыть себя перед Богом. Смотрите, как доходчиво это состояние описывается в Каноне (т.е. молитвословии) ко Пресвятой Богородице, который поют “во всякой скорби душевной”: “Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя”. Давайте зафиксируем наше внимание на глаголе “пролию”: будто раскрывшись перед Богом, мы изливаем Ему всю нашу боль – изливаем Ему как всепонимающему и любящему нас Отцу. Вот так, учат святые, надо молиться. Думаю, в переломные моменты истории материнское сердце учится науке молитвы не по книгам. Не зря в народе сложили пословицу: “Молитва матери и со дна моря достанет!”
Мария Городова, «Российская газета»
Ваш комментарий будет первым