Пасха в районе прошла спокойно. Никто не думал, что когда-нибудь снова придется писать о Празднике подобное, время гонений на Церковь давно минуло, никаких потрясений не предвиделось. И вот, пожалуйста — коронавирус, который, как думали многие, вернет нас в СССР, но на самом деле он показал, что опасения эти пустые. Хоть в чем-то пандемия оказалась полезной!
Всю Страстную неделю верующие и священство были растеряны, с одной стороны Патриарх призвал сидеть дома, но с другой стороны — закрывать или не закрывать храмы должны были решать на местах. Ждали реакции калужской митрополии, не дождались. А тут еще санитарный врач предписал — закрыть храмы. Почему он взял на себя такие полномочия, так никто в епархиях и не понял, это, видимо, как раз пережиток прошлого, когда некоторые уверены, что Церковь это государственное ведомство.
На всякий случай, монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в Клыково организовал прямые трансляции богослужений, в том числе на Пасху. Оптина объявила, по традиции, что будет вести аудио-трансляцию.
В пятницу тревога верующих стала нарастать. Все больше в прессе появилось настойчивых призывов ограничить верующим доступ в храм. А в митрополии по-прежнему молчали, даже федеральные СМИ обратили внимание на то, что митрополит Калужский и Боровский Климент не призывает паству остаться на Праздник дома. Тогда как митрополиты соседних епархий (в Туле, например) с таким обращением выступили.
Во время проповедей в пятницу священники говорили прямо, что не знают, что будет вечером в субботу. Будет ли полиция каким-то образом закрывать храмы или разворачивать верующих, или все пройдет спокойно.
Впрочем, особой нервозности в Козельской епархии не замечалось. Богослужения шли своим чередом. В Преображенском храме в Нижних Прысках, по традиции, которой уже более семидесяти лет, отслужили в ночь на субботу утреню с чином Погребения и часы с литургией. Так повелось еще с тех сложных времен, когда в Прысках служили новомученики Оптинские: преподобномученик Гурий Самойлов и иеромонах Арсений Мельников, бывший насельник скита.
Несмотря на то, что служба шла ночью и продолжалась около пяти часов, прихожане стояли до конца, практически все причастились, а вдруг, на Пасху не придется…
В субботу настроение верующим окончательно испортила весть о закрытии для прихожан Оптиной пустыни. «В самом деле? Не может такого быть! В Оптину и не пускать людей?» Комментарии в интернете говорили о том, что, кажется, Пасха в этом году действительно историческая. Правда, были и те, кто в закрытие обители не верил до конца, мол, это специально сообщили, чтоб верующих дома удержать.
Время неумолимо приближалось к полуночи.
В 23:00 мы поехали посмотреть, действительно ли закрыта Оптина пустынь. На подъезде нас остановил пост ГИБДД, рослые, крепкие полицейские в черных масках сообщили, что в монастырь не пускают.
«Мы всех разворачиваем обратно»,- уверили полицейские.
Оставив машину на монастырской парковке, мы прошли к главным вратам обители. К этому времени там толпились человек двадцать. В основном молодые люди. Дорогу в обитель преграждали несколько полицейских, они как молитву повторяли одно и то же: «соблюдайте режим самоизоляции, соблюдайте режим самоизоляции».
Время от времени в монастырь заходили монахи, их пускали, предварительно проверив документы. Тем же, кто в Оптиной не прописан, путь в храмы был заказан, при мне даже развернули монахинь. Они смиренно ушли куда-то в район яблоневого сада.
Ближе к полуночи толпа начала волноваться, стали слышны разговоры о том, что «вот именно ради того, чтобы верующие в Пасхальную ночь не причастились и был придуман коронавирус». Молодые люди были настроены решительно – без Причастия отсюда не уйдем. Но все-таки в эту ночь Оптина для них осталась неприступной.
В Сосенском, куда мы поехали после Оптиной, служба шла по графику, спокойно. Всех пускали и выпускали. Полиции не было видно. Лишь фары гражданского автомобиля были направлены на площадь перед храмом, из автомобиля наблюдали внимательные глаза тоже одетых в гражданку людей.
То же самое мы увидели в Нижних Прысках, где ближе к 12-ти уже никто и не думал о полицейских, а все благоговейно ждали Крестного хода и прибытия Благодатного огня (его все-таки умудрились доставить из аэропорта).
Не вмешиваться в происходящее, никому не преграждать путь и за всем наблюдать из машины, кажется, такую установку действительно дали полицейским в эту ночь. И это, скажем откровенно, решение грамотное. Оно показывает адекватность власти, ее зрелость (в некоторых регионах полицейские еще накануне жестко перекрывали вход в церкви).
«Но если пойдет, какая бабушка, разве мы будем ее задерживать или разворачивать?», — говорили нам наши источники из областного управления МВД и слово сдержали.
… В Козельске мы тоже не встретили полицейских. Разве что один человек в форме стоял в одном из храмов, то ли молился, то ли наблюдал. Был в маске, в перчатках.
Вообще, надо сказать, что многие пришли на Пасхальное богослужение и в масках. Впрочем, слово «многие» здесь не самое уместное, прихожан в эту ночь было в разы меньше чем обычно. Все-таки люди прислушались к патриарху и остались у телевизоров.
Около 12-ти часов ночи мы добрались до Благовещенского храма. Верующие ждали начала литургии и Крестного хода. Изредка и тихонько переговаривались друг с другом. Чувствовалось волнение, и в то же время некое замешательство, казалось, что многие все еще не могут поверить, что она встречают Пасху 2020 в храме, как и положено.
Но вот ровно в 12 раздается удар колокола, и храм оглашает голос священнослужителя:
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…», прихожане неуверенно – они все еще не могут поверить, что дождались Пасхи, и что им теперь ничего не помешает ее встретить, начинают подхватывать, сначала несколько голосов, потом все больше, и к окончанию стихиры уже поет весь храм: «и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Под радостный звон колоколов начинается крестный ход.
Николай Хлебников
Фото: Федор Логинов, официальные страницы Оптиной пустыни
Ваш комментарий будет первым