Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Елена Цукерник: «Нельзя зайти в класс и сказать: «Дети, с этого дня начинаем любить Родину!»

Директор Козельской школы  № 3 Елена Цукерник получила региональную премию «За успехи в патриотическом воспитании детей и молодёжи». Козельчанка обошла в конкурсе более сорока конкурентов со всех районов Калужской области.  Сразу после своей победы Елена Николаевна поблагодарила весь свой коллектив, это действительно общая заслуга.  Мы же поговорили с победителем непосредственно о том, как воспитывать любовь к городу и стране,  о помолодевших митингах, а также о том, что может противопоставить школа  тем блогерам, для которых слово «патриотизм» – лишь повод для усмешек.

Елена Николаевна никто не рождается ни с чувством любви, ни с чувством патриотизма. Как этому можно научить?

— Любовь к Родине – это чувство, а чувство – это что-то личное. Вмешательство во что-то личное – это процесс деликатный. Патриотизм – это естественное состояние души, когда ты любишь.  Нельзя зайти в класс и сказать: «Дети, с этого дня начинаем любить Родину!». Уроки патриотического воспитания – это изучение истории, традиций, культуры. Это восстановление памятников, помощь ветеранам и пожилым людям. И прежде всего этому можно научить личным примером.

Сегодня в интернете, на телевидении, радио наши дети слышат и видят, как слово «патриотизм» используется так называемыми либералами и блогерами в ироническом и даже ругательном смысле. Что этому может противопоставить школа?

— Вот для этого в школе и существует патриотическое воспитание. Цель которого через приобщение обучающихся к изучению истории, культуры, традиций народов России воспитывать любовь к Родине, формировать чувство патриотизма, социальной ответственности.

И не только в школе и в семье нужно постоянно объяснять, что такое патриотизм. Помните, если в семье мы будем говорить или поступать негативно, не ждите, что дети будут поступать по-другому. Дети – наше зеркало.

Можно ли переборщить с патриотизмом?

Сложный вопрос.  В рамках школьного воспитания, считаю, что нет. Главное, чтобы это было не показушным, а осознанным, настоящим, прошедшим через сердце и душу. Патриотизм – это же не только готовность воевать за Родину, но и развитие экономики, творчества, трудолюбия. 

В нашей школе внимание уделяется не только воспитанию гражданственности, патриотизма, но и воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к учебе, школьному самоуправлению, отношению к природе и окружающей среде, воспитанию нравственных чувств.

В прошлом году мы стали апробационной федеральной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по программе воспитания.

А как Вы относитесь к тому, что оппозиционные митинги в России заметно “помолодели”. Это сигнал – «не хочешь учить детей свою Родину любить, то этим займутся чужие»?

Нет, я так не считаю. Это говорит о небезразличии, об активной жизненной позиции молодых людей. Я считаю, что оппозиционные митинги – это нормальное явление для демократического общества. Молодые люди имеют право высказывать свою точку зрения. Важно, чтобы молодёжь понимала главные истины: нужно идти вперёд, а не «топтать» своё прошлое. Нужно помнить всё хорошее, но и не забывать страшное и кровавое; нужно знать прошлое и понимать его. Ради своего будущего.

Народный артист СССР Василий Лановой в интервью нашей газете (от 8 мая 2020 года, №№ 49-50), говоря о Великой Отечественной войне, произносит такую фразу: «Я действительно считаю: будь тогда другое поколение, то неизвестно, что было бы со страной». Вы бы с ним согласились? Или поспорили?

Очень люблю творчество Василия Ланового, но всё-таки поспорю.

К счастью, современное поколение не испытало всех ужасов войны. И наша задача – формирование у наших воспитанников активной гражданской позиции, чувства причастности и ответственности за свою страну, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, итогов Второй мировой войны.

Особенностью школы является наличие кадетских классов, юнармейского отряда, клуба «Патриот». Совместные мероприятия организуются с военнослужащими войсковой части №54055 администрацией города Козельска. Кадеты несут вахту памяти на Посту №1, участвуют в торжественных митингах и шествиях, отстаивают честь Козельского района в военно-спортивных соревнованиях «Зарница – Орлёнок». В традиции школы – участие кадетов и юнармейцев в Параде Победы. Много лет мы ухаживаем за индивидуальным захоронением капитана М.И. Логвинова – командира полка, освобождавшего Козельск. И за брошенными могилами на старом кладбище.

Уходящий год, в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, был объявлен Годом памяти и славы. Учащиеся отслеживали историю важнейших сражений этой войны, более подробно знакомились с документами и материалами «Калужский край и Козельский район в годы войны». Ни одно мероприятие не проходило без участия ветеранов Великой Отечественной войны, Вооружённых Сил и локальных конфликтов. Традиционные акции «Подарок ветерану», «Бессмертный полк», «Письма Победы», «Окна победы», «Свеча памяти». Впервые, провели парад Победы для одного ветерана. Всего не перечесть.

Подготовка и проведение таких мероприятий объединяет всех: и взрослых, и детей. Я вижу, как школьники серьёзно и искренне к ним готовятся, с удовольствием них участвуют, вижу искорку в их глазах. Всё это способствует восприятию себя частью великой страны, благополучие которой зависит и от каждого из нас.

А для Вас что такое патриотизм?

Для меня патриотизм – это любовь к школе №3, где я работаю, к городу Козельску, где я родилась, к России, где мы живём. Патриотизм – это образ жизни, образ мысли.

Фасад нашей школы украшает баннер с надписью: «Мы гордимся любимой школой, славным городом, родным краем, великой страной!» И это не просто слова, каждое из них наши ученики подкрепляют реальными делами и поступками.

Беседовала Ирина БОРИСОВА.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Читайте ранее:
Отвечаем на вопросы о начале масштабной вакцинации в России от COVID-19

Закрыть