Директор Козельской школы № 3 Елена Цукерник получила региональную премию «За успехи в патриотическом воспитании детей и молодёжи». Козельчанка обошла в конкурсе более сорока конкурентов со всех районов Калужской области. Сразу после своей победы Елена Николаевна поблагодарила весь свой коллектив, это действительно общая заслуга. Мы же поговорили с победителем непосредственно о том, как воспитывать любовь к городу и стране, о помолодевших митингах, а также о том, что может противопоставить школа тем блогерам, для которых слово «патриотизм» – лишь повод для усмешек.
— Елена Николаевна никто не рождается ни с чувством любви, ни с чувством патриотизма. Как этому можно научить?
— Любовь к Родине – это чувство, а чувство – это что-то личное. Вмешательство во что-то личное – это процесс деликатный. Патриотизм – это естественное состояние души, когда ты любишь. Нельзя зайти в класс и сказать: «Дети, с этого дня начинаем любить Родину!». Уроки патриотического воспитания – это изучение истории, традиций, культуры. Это восстановление памятников, помощь ветеранам и пожилым людям. И прежде всего этому можно научить личным примером.
— Сегодня в интернете, на телевидении, радио наши дети слышат и видят, как слово «патриотизм» используется так называемыми либералами и блогерами в ироническом и даже ругательном смысле. Что этому может противопоставить школа?
— Вот для этого в школе и существует патриотическое воспитание. Цель которого через приобщение обучающихся к изучению истории, культуры, традиций народов России воспитывать любовь к Родине, формировать чувство патриотизма, социальной ответственности.
И не только в школе и в семье нужно постоянно объяснять, что такое патриотизм. Помните, если в семье мы будем говорить или поступать негативно, не ждите, что дети будут поступать по-другому. Дети – наше зеркало.
— Можно ли переборщить с патриотизмом?
— Сложный вопрос. В рамках школьного воспитания, считаю, что нет. Главное, чтобы это было не показушным, а осознанным, настоящим, прошедшим через сердце и душу. Патриотизм – это же не только готовность воевать за Родину, но и развитие экономики, творчества, трудолюбия.
В нашей школе внимание уделяется не только воспитанию гражданственности, патриотизма, но и воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к учебе, школьному самоуправлению, отношению к природе и окружающей среде, воспитанию нравственных чувств.
В прошлом году мы стали апробационной федеральной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по программе воспитания.
— А как Вы относитесь к тому, что оппозиционные митинги в России заметно “помолодели”. Это сигнал – «не хочешь учить детей свою Родину любить, то этим займутся чужие»?
— Нет, я так не считаю. Это говорит о небезразличии, об активной жизненной позиции молодых людей. Я считаю, что оппозиционные митинги – это нормальное явление для демократического общества. Молодые люди имеют право высказывать свою точку зрения. Важно, чтобы молодёжь понимала главные истины: нужно идти вперёд, а не «топтать» своё прошлое. Нужно помнить всё хорошее, но и не забывать страшное и кровавое; нужно знать прошлое и понимать его. Ради своего будущего.
— Народный артист СССР Василий Лановой в интервью нашей газете (от 8 мая 2020 года, №№ 49-50), говоря о Великой Отечественной войне, произносит такую фразу: «Я действительно считаю: будь тогда другое поколение, то неизвестно, что было бы со страной». Вы бы с ним согласились? Или поспорили?
— Очень люблю творчество Василия Ланового, но всё-таки поспорю.
К счастью, современное поколение не испытало всех ужасов войны. И наша задача – формирование у наших воспитанников активной гражданской позиции, чувства причастности и ответственности за свою страну, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, итогов Второй мировой войны.
Особенностью школы является наличие кадетских классов, юнармейского отряда, клуба «Патриот». Совместные мероприятия организуются с военнослужащими войсковой части №54055 администрацией города Козельска. Кадеты несут вахту памяти на Посту №1, участвуют в торжественных митингах и шествиях, отстаивают честь Козельского района в военно-спортивных соревнованиях «Зарница – Орлёнок». В традиции школы – участие кадетов и юнармейцев в Параде Победы. Много лет мы ухаживаем за индивидуальным захоронением капитана М.И. Логвинова – командира полка, освобождавшего Козельск. И за брошенными могилами на старом кладбище.
Уходящий год, в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, был объявлен Годом памяти и славы. Учащиеся отслеживали историю важнейших сражений этой войны, более подробно знакомились с документами и материалами «Калужский край и Козельский район в годы войны». Ни одно мероприятие не проходило без участия ветеранов Великой Отечественной войны, Вооружённых Сил и локальных конфликтов. Традиционные акции «Подарок ветерану», «Бессмертный полк», «Письма Победы», «Окна победы», «Свеча памяти». Впервые, провели парад Победы для одного ветерана. Всего не перечесть.
Подготовка и проведение таких мероприятий объединяет всех: и взрослых, и детей. Я вижу, как школьники серьёзно и искренне к ним готовятся, с удовольствием них участвуют, вижу искорку в их глазах. Всё это способствует восприятию себя частью великой страны, благополучие которой зависит и от каждого из нас.
— А для Вас что такое патриотизм?
— Для меня патриотизм – это любовь к школе №3, где я работаю, к городу Козельску, где я родилась, к России, где мы живём. Патриотизм – это образ жизни, образ мысли.
Фасад нашей школы украшает баннер с надписью: «Мы гордимся любимой школой, славным городом, родным краем, великой страной!» И это не просто слова, каждое из них наши ученики подкрепляют реальными делами и поступками.
Беседовала Ирина БОРИСОВА.
Ваш комментарий будет первым