Праздник Крещения Господня, а именно так называется этот день, непременно с указанием на то, что мы отмечаем крещение Иисуса Христа, а не кого-либо иного, последнее время ассоциируется с явлениями, от сути праздника крайне далекими. Как Крещение, так тут же обязательные отчеты МЧС о готовности купелей к приему отчаянных граждан – вот уж, действительно, чрезвычайная ситуация! Просьбы врачей, молящих граждан пощадить свое здоровье. Эффектные репортажи про политиков, окунающих свои холеные телеса в крещенскую воду, и фото юных бедовых красоток топлес рядом с той же купелью – на потеху всем, лицезреющим эту вакханалию.
“Связывать Крещенские купания в проруби с церковными обычаями нельзя, – объясняет священник Константин Пархоменко. – Эти обычаи идут из языческих времен и к христианству имеют весьма далекое отношение. Это как, к примеру, обычай печь блины на Масленицу. Необычно, вкусно, но, согласитесь, к вере это имеет лишь косвенное отношение. Ошибка многих людей в том, что они эти старинные русские традиции, с которыми Церковь не борется, поскольку они не противоречат вере, а являются умилительным порывом любящего Бога православного сердца, считают за что-то важное. На вопрос: благословляете или нет окунуться в прорубь, я отвечаю: если есть здоровье и желание во славу Божию окунуться в ледяную воду – пожалуйста. Но при условии, что сначала вы исполните религиозный долг: посетите храм, исповедуетесь, причаститесь. Считаю, что бороться с подобными “фольклорными” русскими обычаями – крайность. Если эти обычаи не подрывают здоровье, а, наоборот, способствуют оздоровлению, психологической “перезагрузке”, сплачивают людей, знакомят с национальной культурой и обычаями нашей Родины, позволяют активно и с пользой отдохнуть – это можно приветствовать. Итак: Церковь не запрещает подобные мероприятия, только напоминает, что к самой Церкви это не имеет отношения; а имеет отношение лишь к национальной русской культуре. Что Церковь и рекомендует, и предписывает, так это в эти светлые праздничные дни посетить храм, помолиться; по возможности исповедаться и причаститься”.
В Церкви на праздник Крещения вспоминают Евангелие от Матфея. Оно сообщает, что в те дни Иоанн Креститель проповедовал у реки Иордан, призывая народ к покаянию, и весь Иерусалим, вся Иудея выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя свои грехи. Обычай омовения водой для снятия грехов существовал у многих народов, и пророк Иоанн крестил именно так – водой, в покаяние. И вот когда Иисус крестился и вышел из иорданских вод, то, как сказано, Дух Божий, как голубь, “ниспустился на Него”, а с небес раздался “глас”, глаголющий: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”. Так пророк Иоанн смог узнать, что Крестившийся Иисус и есть Сын Божий – Спаситель. Так миру были явлены все Три Ипостаси Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, возвестившим, что Иисус – Сын Божий, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой – ниспускающийся, как голубь.
Стоит обратить внимание на такой важный момент: Иисус, безгрешный, вступает в воды реки Иордан, в которой люди смывали свои грехи, и этим Он опять соединяет себя с нами, свою судьбу с судьбой человеческой. Он, безгрешный, погружается в эти воды и так становится ближе нашему греху, нашему падению, нашей человеческой смертности.
Крестясь, Иисус указывает всем нам путь ко спасению: и мы, верующие, принимая Таинство Крещения, тоже идем этим путем. Но когда сейчас, после явления Христа, мы крестимся, то это уже не просто снятие грехов, не просто крещение в покаяние, это Таинство, в котором участвует Дух Святой, который сообщает крестящемуся благодать Божью. Поэтому мы говорим, что крещение – это духовное рождение человека. Крещением человек приобретает возможность иметь жизнь вечную, и этот путь своим Крещением указал нам сам Христос.
Вступая в воды реки Иордан, безгрешный, Иисус сообщает воде ее первичную чистоту, Он освящает все водное естество. Именно поэтому воде во время праздника Крещения Господня отведена особая роль. Особая, но не главная – думаю, всем понятно, почему, и Кто в этот праздничный день главный.
В чем же выражается особая роль воды в праздник Крещения? В том, что и в Крещенский Сочельник, и в сам день Крещения, совершается так называемое “великое освящение воды” – великая агиасма (“агиасма” означает “святыня”, по-гречески). Великое освящение воды сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: “…прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово…” Крещенская вода почитается святыней, к ней и относиться надо соответственно. Вот что писал о свойствах святой воды святитель Симеон Солунский: “…вода крещенская – хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссоздающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу”.
А как же крещенские купания в проруби? “…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов), – читаем в “Настольной книге для священно-церковно-служителей” С. В. Булгакова, 1913 год. – Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем”. Получается, что когда мы, без благословения, а порой и без креста, часто просто формально трижды перекрестившись, прыгаем в ледяную воду, мы самонадеянно бросаем вызов Богу, “требуя от Него чуда”. Приобщаются к реальности Евангельского события Крещения Господня не в экстриме холодной купели, а в церкви, во время богослужения и молитвы.
Текст: Мария Городова, РГ
Фото: Константин Завражин, Сергей Михеев
Ваш комментарий будет первым