Праздник Крещения Господня, а именно так называется этот день, непременно с указанием на то, что мы отмечаем крещение Иисуса Христа, а не кого-либо иного, последнее время ассоциируется с явлениями, от сути праздника крайне далекими. Как Крещение, так тут же обязательные отчеты МЧС о готовности купелей к приему отчаянных граждан — вот уж, действительно, чрезвычайная ситуация! Просьбы врачей, молящих граждан пощадить свое здоровье. Эффектные репортажи про политиков, окунающих свои холеные телеса в крещенскую воду, и фото юных бедовых красоток топлес рядом с той же купелью — на потеху всем, лицезреющим эту вакханалию.
«Связывать Крещенские купания в проруби с церковными обычаями нельзя, — объясняет священник Константин Пархоменко. — Эти обычаи идут из языческих времен и к христианству имеют весьма далекое отношение. Это как, к примеру, обычай печь блины на Масленицу. Необычно, вкусно, но, согласитесь, к вере это имеет лишь косвенное отношение. Ошибка многих людей в том, что они эти старинные русские традиции, с которыми Церковь не борется, поскольку они не противоречат вере, а являются умилительным порывом любящего Бога православного сердца, считают за что-то важное. На вопрос: благословляете или нет окунуться в прорубь, я отвечаю: если есть здоровье и желание во славу Божию окунуться в ледяную воду — пожалуйста. Но при условии, что сначала вы исполните религиозный долг: посетите храм, исповедуетесь, причаститесь. Считаю, что бороться с подобными «фольклорными» русскими обычаями — крайность. Если эти обычаи не подрывают здоровье, а, наоборот, способствуют оздоровлению, психологической «перезагрузке», сплачивают людей, знакомят с национальной культурой и обычаями нашей Родины, позволяют активно и с пользой отдохнуть — это можно приветствовать. Итак: Церковь не запрещает подобные мероприятия, только напоминает, что к самой Церкви это не имеет отношения; а имеет отношение лишь к национальной русской культуре. Что Церковь и рекомендует, и предписывает, так это в эти светлые праздничные дни посетить храм, помолиться; по возможности исповедаться и причаститься».
В Церкви на праздник Крещения вспоминают Евангелие от Матфея. Оно сообщает, что в те дни Иоанн Креститель проповедовал у реки Иордан, призывая народ к покаянию, и весь Иерусалим, вся Иудея выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя свои грехи. Обычай омовения водой для снятия грехов существовал у многих народов, и пророк Иоанн крестил именно так — водой, в покаяние. И вот когда Иисус крестился и вышел из иорданских вод, то, как сказано, Дух Божий, как голубь, «ниспустился на Него», а с небес раздался «глас», глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так пророк Иоанн смог узнать, что Крестившийся Иисус и есть Сын Божий — Спаситель. Так миру были явлены все Три Ипостаси Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, возвестившим, что Иисус — Сын Божий, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой — ниспускающийся, как голубь.
Стоит обратить внимание на такой важный момент: Иисус, безгрешный, вступает в воды реки Иордан, в которой люди смывали свои грехи, и этим Он опять соединяет себя с нами, свою судьбу с судьбой человеческой. Он, безгрешный, погружается в эти воды и так становится ближе нашему греху, нашему падению, нашей человеческой смертности.
Крестясь, Иисус указывает всем нам путь ко спасению: и мы, верующие, принимая Таинство Крещения, тоже идем этим путем. Но когда сейчас, после явления Христа, мы крестимся, то это уже не просто снятие грехов, не просто крещение в покаяние, это Таинство, в котором участвует Дух Святой, который сообщает крестящемуся благодать Божью. Поэтому мы говорим, что крещение — это духовное рождение человека. Крещением человек приобретает возможность иметь жизнь вечную, и этот путь своим Крещением указал нам сам Христос.
Вступая в воды реки Иордан, безгрешный, Иисус сообщает воде ее первичную чистоту, Он освящает все водное естество. Именно поэтому воде во время праздника Крещения Господня отведена особая роль. Особая, но не главная — думаю, всем понятно, почему, и Кто в этот праздничный день главный.
В чем же выражается особая роль воды в праздник Крещения? В том, что и в Крещенский Сочельник, и в сам день Крещения, совершается так называемое «великое освящение воды» — великая агиасма («агиасма» означает «святыня», по-гречески). Великое освящение воды сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: «…прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово…» Крещенская вода почитается святыней, к ней и относиться надо соответственно. Вот что писал о свойствах святой воды святитель Симеон Солунский: «…вода крещенская — хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссоздающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу».
А как же крещенские купания в проруби? «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов), — читаем в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С. В. Булгакова, 1913 год. — Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». Получается, что когда мы, без благословения, а порой и без креста, часто просто формально трижды перекрестившись, прыгаем в ледяную воду, мы самонадеянно бросаем вызов Богу, «требуя от Него чуда». Приобщаются к реальности Евангельского события Крещения Господня не в экстриме холодной купели, а в церкви, во время богослужения и молитвы.
Текст: Мария Городова, РГ
Фото: Константин Завражин, Сергей Михеев
Ваш комментарий будет первым