История козельчанки Ирины Базик, чьи приёмные дети с ограниченными возможностями здоровья делают невозможное.
В 61 год она в очередной раз стала мамой. Воспитывает двух девочек-колясочниц, занимается с ними танцами и творчеством. А ещё вместе с ними участвует в марафонских забегах. Всё ради того, чтобы дать своим дочкам СВОЁ будущее. Наш специальный репортаж о Женщине, достойной стать героиней фильма.
Неутешительный прогноз врачей
Ни для кого не секрет, что сильными духом женщин делают тяжелейшие жизненные испытания. Ирина Базик – не исключение. «Я никогда не была замужем, а была жената», — подтверждая это, невесело шутит про себя наша героиня.
После первого развода на руках у совсем молодой Ирины остались двое сынишек, Виталик и Антон. Но она сделала всё, чтобы мальчишки не страдали без отцовского внимания и отсутствия мужского воспитания: работая в школе преподавателем химии и биологии, ради них открыла в городе экологический центр «Юнэко»: «У меня там очень много детей занималось, с которыми мы устраивали экспедиции, ходили в походы. Мы прошли Крым, Хибины, Урал. Так что мои старшие сыновья выросли и прошли хорошую школу выживания».
Во время второго брака Ирина Владимировна неожиданно для себя забеременела и в 43 года родила близняшек – Юлю и Вику. «Я всегда просила Бога, чтобы он дал мне дочку. Видимо, желание моё было очень сильным. И вот это чудо, пусть и поздно, но зато двойное – свершилось», — рассказывает она.
Но радость омрачилась неутешительными прогнозами медиков: девочки родились на раннем сроке, поэтому, мол, одна навсегда останется «овощем», а вторая будет недвижима. От пережитого стресса у Ирины случился паралич гортани с последующей потерей голоса. О любимой работе в школе можно было забыть навсегда. Зато дочки, выписавшись из больницы, вопреки прогнозам росли абсолютно здоровыми!
Эта история, по сути, и оказалась для Ирины той драматической перипетией, после которой она решила посвящать свою жизнь только детям.
«В 2002-м году я родила девчонок, а через год в Калуге только-только начали появляться приёмные семьи. В Козельске ещё не было. Друзья вовремя мне тогда напомнили, что я педагог, поэтому могу быть им дома», — вспоминает наша героиня.
Первой в семье Ирины появилась 14-летняя Дашенька, за которую материнское сердце «проголосовало» сразу. Вскоре выяснилось, у девочки есть младший братишка – 12-летний Андрюшка, которого женщина тоже забрала к себе. Но, как говорится, Бог троицу любит, и после развода со вторым мужем (у него были проблемы с алкоголем) в семью пришёл его 14-летний сын от первого брака Саша.
Ирина Владимировна буквально в одно мгновение стала приёмной мамой сразу троих детей.
«Нас с девчонками прямо до слёз проняло…»
Новый жизненный виток у нашей героини произошёл, когда старшие дети повзрослели и вылетели из семейного гнезда. Рядом с мамой остались только родные дочки-близняшки.
И вот как-то раз,следуя пятничной традиции, Ирина с дочками сели перед телевизором, чтобы посмотреть передачу «Пятница на пятом» и после с телефона перевести деньги в фонд детей-сирот. Но тут на экране появился мальчик в инвалидной коляске: «Ему, наверное, лет 14 было. Размышляя о религии, он высказывал столько мудрых мыслей и раскрывал эту тему так глубоко, что его можно было бы сравнить с умудрённым старцем. А в конце программы, когда корреспондент его спросил, не хочет ли он пойти в семью, то ответил: «Нет, что вы! Таких, как я, не берут!». После услышанного нас с девчонками прямо до слёз проняло…»
«Мама, нам надо мальчика забрать!» — в один голос тогда заявили дочери. И Ирину будто подменили – даже дня она не могла прожить без мысли об этом ребёнке. Вспоминает, как шла по улице и думала, а смогла бы она по этим ступенькам поднять мальчика, а в этот магазин смогла бы с ним зайти?..
Целый год Ирина и вся её дружная семьяобустраивали дом – строили пандусы, создавали специальную комнату на первом этаже. Но когда было всё готово, этого мальчика, конечно,уже забрали…
У звёздочки каждую ночь просила маму…
«Вдруг я случайно открываю страничку на сайте фонда помощи детям с диагнозом «Спина Бифида» (это межпозвоночная грыжа) и вижу Софийку: два безобразных хвоста, насквозь прожигающий взгляд, а в руке – нарисованный портрет мамы. Мы с девочками сразу поняли, что она – наша!» — улыбаясь, вспоминает Ирина Владимировна.
Козельчанка решительно набрала номер томского детдома. «Через сколько ночей ты приедешь?» — спросил детский голос на другом конце провода. «Я приеду через 7 ночей», — ответила будущая приёмная мама.
Позже, когда 6-летняя София окажется дома, она откроет тайну, почему не считала дни: в комнате детдома за шторой у девочки была спрятана звёздочка, у которой каждую ночь она просила маму…
Но и в этой истории не обошлось без перипетии. Ирина Владимировна уже купила билет до Томска, но за несколько дней до поездки сломала руку. Что делать? «Я тогда подрабатывала в монастыре, и местные бабушки, увидев меня в гипсе, сказали, что это меня Господь предупреждает, чтоб не делала глупостей, — вспоминает женщина. — Я пошла к семейному священнику, на что он ответил: «Разве похоже, что Господь хулиганить будет и подножки подставлять? Это – проверка, насколько действительно твёрдо твоё решение». И я поехала».
В Томске с транспортировкой Софии приёмной маме лично помог директор детдома. А когда прибыли в Москву, путешественниц ждали добровольцы, откликнувшиеся на интернет-просьбу Ирины, и доставили их аж до самого Козельска.
У девочки началась реабилитация, за которой последовала череда операций на суставах. Последняя на позвоночнике – установка сакрального стимулятора для восстановления функций – длилась 6 часов и завершилась неудачно. «Стимулятор оказался симулятором, — шутит Ирина. — И теперь не можем пройти никакие магниты – звеним. И каждый раз из-за этого проблемы. Как-то раз опаздывали на самолёт и не могли найти специалиста, чтобы тот отключил магниты. Тогда попросили двух мужчин, чтобы Софийку подняли на руки и передали через стойки».
«А руки все до мяса были стёрты…»
Ирина Владимировна говорит, что «симулятор» надо вытаскивать, но очень не хочется снова подвергать дочку огромному риску. К тому же теперь у Софии очень напряжённый график занятий, в котором места для операции просто нет. Помимо учёбы в школе и занятий танцами, девочка увлекается спортом. Год назад мама предложила девочке заняться бегом, результаты оказались феноменальными. В 10 лет Софийка выполнила первый юношеский разряд. А спустя год – решила попробовать себя в триатлоне. И сегодня, помимо бега, юная спортсменка крутит педали велосипеда и плавает под руководством московских тренеров. Заметим, что София –пока единственная будущая триатлетка-колясочница во всей России.
Мама Ирина отлично помнит первый героический забег своей дочки – кроме неё колясочников там больше не было: «Последней быть для Софии – позор, но и вперёд вырваться невозможно – все натренированные, бегут на двух ногах. Но она аж из штанов готова была выпрыгнуть, чтобы добежать до финиша в основной массе. И добежала! А потом мне молча руки свои протянула – они все до мяса стёрты. Настоящий борец!»
О достижениях спортсменки-колясочницы, конечно же, узнали по всей России, и копилка наград девочки пополнилась ещё одной – почётной грамотой «За мужество, самоотверженность и отвагу, проявленные в условиях опасной для жизни и здоровья обстановке, преодолении трудных жизненных ситуаций и готовность бескорыстно прийти на помощь». Вручил её девочке председатель следственного комитета РФ Александр Бастрыкин лично, пожелав не останавливаться на достигнутом. Мама радовалась этому событию больше самой дочки: не зрятвердила, что она лучше и успешней многих людей. «Ты – не инвалид, ты – моя дочка», — говорила Ирина.
«Оленёнка мне Боженька подарил»
Мысль о том, что делающей успехи девочке нужна сестрёнка, закралась Ирине Владимировне в голову, когда она увидела на сайте фонда «Дорога жизни» фотографию 16-летней Алёнки – девочку с таким же диагнозом, как у Софии. «Её на протяжении года постоянно показывали на всех интернет-каналах. А я всё время думала: не может быть, чтобы такое сокровище никто не взял, — рассказывает мама Ирина. — Я пыталась её забрать, но мне не давали разрешения, потому что не положено второго ребёнка-колясочника, тем более, что неполная семья, а я – пенсионерка. К тому же у нас ещё тогда машины не было».
Но потом машину женщине (тот случай, когда Женщина надо писать с большой буквы) подарили, скинувшись всем миром. Но Алёнку всё равно не отдавали. Пришлось съездить в область на приём к уполномоченной по защите прав ребёнка, и, по словам Ирины Владимировны, дело пошло – в апреле девочка оказалась дома: «Алёна живёт у нас уже год. Но я с первого дня поняла, что этого ребёнка-оленёнка мне Боженька подарил. Она такой же творческий человек, как я: делает то, в чём мне хочется участвовать. Если алмазная вышивка, то я рядом, если рисунок, то мне тоже интересно».
20 сентября, на День рождения Ирине, Алёна своими руками сделала картину, подписав «С днём рождения, мама!» «Эта картина мне очень дорога – дочка впервые назвала меня мамой», — бережно прижимая подарок, рассказывает Ирина Владимировна.
С одной стороны – творческая и ласковая Алёнка-оленёнка, а с другой – неугомонная Софийка, с которой мама рядом бежит марафон, высунув язык. А ведь ей 61 год! Но наша героиня говорит, что возраст – только в паспорте. А в жизни она всегда мама, которой стареть просто некогда. Забот много. В первую очередь надо Алёне помочь быстрее освоить школьную программу первого класса, потому что в забайкальском детском доме девочку не учили. «Ещё планируем брать уроки рисования – очень хочется, чтобы Алёна поступила в школу иконописи. Потому что в нашей большой семье есть представители всех главных профессий – учёный, инженер, производственник, врач, священник. Скоро появятся журналист и спасатель-кинолог. Будет даже триатлет, а вот художника-иконописца нет», — улыбается мама, нежно обнимая свою дочку.
«Так это же я!»
На вопрос, где Ирина черпает силы и любовь для каждой своей младшей дочки, она ответила: «Моя сила – в результатах моих детей. Меня радует их отдача. Я смотрю на них и становлюсь другой. Но мне нужно научить моих девочек самостоятельности, чтобы они не стеснялись просить помощи у людей, чтобы умели быстро ориентироваться. Поэтому планирую на время переехать с ними в Калугу, где для них больше условий и возможностей,даже в плане выбора учебного заведения. У них должно быть СВОЁ будущее».
«Вы полностью растворились в своих детях. А где же Вы сами, Ирина Владимировна?» — напоследок задали мы вопрос этой необыкновенной женщине. Она ответила, не задумываясь: «Так это же я! Неужели вы не поняли? Мои дети – это я!»
Евгения Симонова
Фото: Валентина Батурина
Ваш комментарий будет первым