Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Родные узоры

Три поколения козельчанок примерили наряды предков в специальном фотопроекте нашей газеты

Все, что вы увидите на  фотографиях – от предметов быта до одежды – аутентичное. Подлинное. Этим пользовались, именно эту одежду носили козельчанки в конце 19 – начале 20 века. Всё это по крупицам собирали участницы фольклорного ансамбля «Млада» и Галина Кузнецова, заведующая по музейно-выставочной работе. Многое привезено из экспедиций по деревням нашего района.

Нам разрешили воспользоваться коллекцией и сделать праздничный фотопроект. Зафиксировать историю в «цифре» и на страницах нашей газеты.  А заодно примерить историю на наших с вами современниц. Мы пригласили к участию в проекте женщин трёх поколений, чтобы убедиться – родные узоры не устарели, они и сегодня лучше ширпотреба подчеркивают женственность, нежность и мудрость. 

Сарафаны, поневы, фартуки, рубашки – все, что носили прабабушки, живо по сей день. Более того, это ещё и настоящая энциклопедия козельского быта и наших традиций.  Мы вам об этом расскажем тоже, а вы – свои дочкам и внучкам. Тем более что все узоры это, как писал Есенин в своём эссе «Ключи Марии»,  это не просто красивые элементы – это музыка, отражение народной мудрости и даже народная молитва.

Праздничный костюм молодой женщины начинался с рубашки, или, как её называли у нас, «манишки». Для Козельского района было характерно то, что они отличались длиной, в зависимости от места проживания хозяйки: в Дешовках, например,  они были по грудь, а в Клюксах – чуть ниже пояса. И уж конечно девушек и женщин встречали по узору: например, красными «лягушками» украшали рукава козельчанок детородного возраста. На свадебных нарядах к такому орнаменту добавлялись ещё красные ромбы с точками посередине – символ засеянного поля, то есть пожелание плодородия в семейной жизни.

Сарафан завязывался спереди на верёвку или ленточку, она исполняла не только функции застежки, но и приподнимала и поддерживала грудь. Кстати, застёжки на одежде тех лет находились спереди не случайно – имели практический смысл: можно было, не раздеваясь, быстро покормить младенца. Юбка у сарафана короткая, чуть ниже колена – чтобы не создавать помех в повседневной работе. В некоторых деревнях длина доходила максимум до середины икры, сильно длинных в Козельском районе не было нигде. Подол отделывали черной бейкой. И рубашка, и сарафан были размера «сильно оверсайз». В этом тоже был свой расчёт: женщине не нужно было обновлять гардероб во время беременности. Поверх сарафана, под грудью, повязывали фартук-занавеску. Все наряды использовали бережно, передавали по «наследству» другим членам семьи или подругам.

Праздничный костюм предполагал ещё повойник, украшенный лентами, и расшитый бисером налобник. На повойник в Клюксах пришивали под затылком две ленты, сложенные вдвое. Праздничный вариант – два конца перекидывали на грудь, два оставались сзади. В деревне Дешовки на подзатыльник нашивались ленты в неограниченном количестве – от уха до уха. Жерелки, бузы, как раньше называли бусы, – их количество у владелицы было по достатку. Стеклянные бусы- дутыши были характерны  для деревень юго-востока Козельского района.

В деревнях женщины пожилого возраста надевали рубашки с нейтральным рисунком, поверх – понёву. Она завязывалась спереди на талии, как занавеска. Сверху – фартук. Образ завершали деревянные бусы и платок, завязанный узлом под подбородком.

Рубашка незамужней девушки чаще всего была с ярким орнаментом – она служила своего рода визитной карточкой хозяйки. Если подол бедный и не украшен вышивкой – значит, девушка ленивая, ей на хорошего жениха рассчитывать не стоит. Ширина рубахи была равна ширине двух холстов спереди и двух сзади: наши предки ничего не подгоняли по фигуре – экономили ткань. Лишние края в этом случае не отрезали, а излишек материи регулировался поясом. Его плели из шелковых нитей на дощечках, ткали на гусиных косточках и стане.

Незамужние девушки носили одну косу, вплетая в неё ленты. Как дополнительное украшение – расшитый налобник, но макушка, по традиции,  до замужества должна была быть непокрытой.

Три наши козельчанки, примерив на себе всё это великолепие, поделились с своими впечатлениями и ощущениями от костюмов:

Ирина Якунина, коренная козельчанка, журналист, бабушка двух внуков: «Очень понравился костюм: теплый, красивый! А ткань какая приятная! Лапти я никогда раньше не надевала и сейчас удивлена тем, что они не грубые, как я думала,  а наоборот – очень удобные. С удовольствием носила бы такую рубашку, она просто шикарна! Ну и от фартука не отказалась. Понёва утепляет, её хорошо носить в холодную погоду».

Ольга Сухорученкова, зав. отделом КДЦ Прометей по работе с детьми: «Если бы была необходимость, то, конечно, носила бы и такую одежду. А добровольно её не выбрала бы – неудобно. Хотя и красиво. Мы сейчас привыкли все ходить в джинсах. И ещё я очень люблю наряжаться, а у женщин в то время было так мало нарядов!»

Полина Шарикова, девятиклассница, эковолонтер: «Жизнь женщин того времени, в которое мы сегодня окунулись, была тяжелой: стирка, готовка, ткачество, пошив одежды – и это всё вручную! Наряд не совсем удобен, но очень красивый: яркие узоры, бусы, пояс. Я иногда использую повязки на голову и вплетаю в волосы ленты. Но это не в повседневной жизни, а перед выступлениями на сцене – я занимаюсь хореографией».

Палитра мудрости

ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЫ КДЦ «Прометей» ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА КУЗНЕЦОВА:

 «В домах наших предков были деревянные бревенчатые стены. Естественно, темные, часто закопченные, земляные полы, окошки маленькие, затянутые пузырем, а зима длинная, темнеет быстро. Из освещения – лучина или керосинка. Так наши прапрабабушки ещё и вышивали, шили при такой темноте! Если там не повесить белые рушники и самому не надеть белую рубаху, а ходить в чем-нибудь коричневом, то работать просто было бы невозможно, и они уже в 25 лет становились бы стариками.

Ну а красный цвет, который наши предки использовали активно в одежде, вызывает прилив сил, стимулирует. Как прекрасно смотрятся красные сарафаны в поле! Если бы они были в зеленом, то сливались бы с растительностью, потерялись бы, а это перенапряжение глаз, нервов – нужно ведь в любом случае видеть своего напарника. А  от напряжения – депрессия и усталость.  Это сейчас всё научно доказано. Наши предки уже тогда всё это знали и использовали цветовую гамму практически».

Большое интервью с Галиной Кузнецовой читайте в одном из ближайших выпусков газеты «Козельск».

Идея проекта: Василий и Валентина Батурины, Галина Горохова

Продюсер: Ирина Якунина

Автор: Анастасия Королева

Фотография и обработка: Василий и Валентина Батурины

Участницы проекта: Ирина Якунина, Ольга Сухорученкова, Полина Шарикова

Локация: Музея этнографии и быта, культурно-досуговый центр «Прометей», город Сосенский

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять