Есть нынче еще один повод познакомить вас с Иваном Григорьевичем — недавно он получил почетное и заслуженное звание — ветеран труда.
«Тебя встретит Иван Григорьевич. Это будет твой редакционный отец» — такое сообщение я получила в новогоднюю ночь от моего будущего редактора – через пару дней мне предстоял путь из Перми до Козельска.
4 января я оказалась в пункте назначения, где меня радушно встретил водитель редакции Иван Григорьевич. За пять минут он перетаскал мой нехитрый скарб в квартиру на пятом этаже, всё показал, объяснил и посоветовал сразу лечь спать, а на следующее утро уже был пороге: «Поехали смотреть редакцию!»
Через 10 минут уже ехали по центральным улицам Сосенского. «Здесь – домоуправление, здесь – магазин продуктов. Кто будет обижать – звони», — крутя баранку, говорил Иван Григорьевич.
В Козельске, конечно, сразу заехали в редакцию. А потом рванули к Ивану Григорьевичу на дачу. По пути он много рассказывал о своём сыне Алексее. Что его светлый ум и золотые руки незаменимы всегда и везде. «Сейчас познакомлюсь и с сыном», — подумала я. Но, приехав, на дачу, увидела лишь гараж, построенный золотыми руками сына – всё, что осталось отцу в память о любимом Алёше, внезапной ушедшем из жизни…
С той поры мы с Иваном Григорьевичем больше не поднимали эту тему. Всё больше говорили о болячках наших старых железных коней. «Женя, это свечи или модули, — прищурив глаз, устанавливал диагноз моей старой иномарке Иван Григорьевич. – Или вот ещё что…» Удивляло, что все предсказания нашего водителя попадали в яблочко!
Наша «автодружба» с батей так бы и продолжалась, не случись повода – день рождения нашей районки!
«Надо написать про Ивана Григорьевича – он верой и правдой редакции 11 лет служит», — только успел озвучить свою мысль главред, как на следующее утро мы с Иваном Григорьевичем уже ехали к нему на дачу фотографировать его награды, полученные за работу в газете.
«В принципе, биография неплохая»
Наш незаменимый водитель ответственен во всём. Узнав, что буду о нём писать материал, накануне собрал весь фотоархив и даже законспектировал все свои значимые жизненные вехи. «В принципе, биография неплохая», — протягивая мне исписанные листы, произносит Иван Григорьевич.
Хмыкнув в ответ, бумажную биографию решаю оставить себе на память – куда интересней рассказать о настоящем «бате», не следуя привычному «родился, учился, женился».
«Иван Григорьевич, как же вы стали редакционным водителем? Вы ж целых пять лет мотылялись по городам и весям – грузовые машины перегоняли из одной точки страны в другую», — пытаюсь вывести моего собеседника из запрограммированного диалога.
«Да вот сразу после того, как чудом остался невредим после ДТП, — тут же отвечает Иван Григорьевич. – Под Челябинском дело было: стоял в пробке. И тут – раз! Семь машин после этого не подлежали восстановлению, моя – в том числе. С другом, чудом оставшись в живых, вылезали из боковых окон. Тогда жена с сыном дружно на меня надавили, мол, оставайся работать дома, а то погибнешь, и знать не будем. Мне тогда 55 лет должно было исполниться».
«Главное – движок»
На пороге редакции Иван Штукатуров появился 3 марта 2010 года. Вакансии на тот момент не было. Но, несмотря на это, заправский водитель уверенно зашёл в кабинет к тогдашнего главному редактору Владимиру Ильину и сказал, что хочет здесь работать. «Когда Ильин посмотрел мои документы и понял, что я не пью, то забрал с руками и ногами. К тому же у меня были все водительские категории, кроме троллейбуса», — смеётся Иван Григорьевич.
Ключи от редакционной машины выдали практически в тот же день. Зайдя в гараж, водитель окинул взглядом аппарат: для «семёрки» неплохо. Вставил ключ в замок зажигания, завёл, послушал… Потом, конечно же, технику довёл до ума. «Мы ту машину в РАНО передали в очень хорошем состоянии. А взамен вот эту «семёрочку» получили, которую я с нуля так и веду. Делаю всё, чтобы она у нас долго работала. Главное – чтобы движок был исправен. А то ведь ездить приходится там, где дорог нет вовсе», — резонно замечает наш батя, и я вспоминаю, как недавно пробирались с ним вслед за трактором по разбитой колее в одну из деревень. Трактор ехал осторожно, спотыкаясь и время от времени пробуксовывая, а наша «семёрка» будто летела над землёй.
Ключик к ларчику
Холить и лелеять автотехнику Иван Григорьевич привык ещё до армии, когда учился от ДОСААФ на водителя. За руль сел не сразу – чтобы получить больше знаний, поработал какое-то время на базе автоколонны на Стекольном слесарем. А потом молодого водителя забрали в армию. Службу проходил в Польше, на 164-м ЗИЛе участвовал в марш-бросках на 100 и 500 километров, затем самостоятельно выучился на радиоспециалиста. «Это я, конечно, зря отучился, потому что пришлось дать подписку на 5 лет и забыть о родной автобазе, на которой трудился до армии. Но работа меня сама нашла – устроился водителем в одну строительную организацию».
Работящего Ивана заприметили на козельском хлебокомбинате. Вот только не знали, как переманить к себе. Но ключик к ларчику директор комбината всё-таки подобрал: «Иван Григорьевич, я беру новую машину ГАЗ-3307. Будешь у меня работать? Оформим тебя переводом!»
Для настоящего водителя новая машина – большое событие! Это как рождение ребёнка. И Штукатуров, конечно, не смог отказаться от такого заманчивого предложения. Директор же свалил на пока ещё не отошедшего от счастья водителя всю самую сложную работу. Помимо перевозки грузов, назначил его ответственным по снабжению. К тому же весь автопарк был автоматически закреплён за Иваном. «Поделиться» такими серьёзными обязанностями было не с кем – молодёжь, приходившая тогда на хлебокомбинат, работала спустя рукава. Иван терпел, тянул лямку 12 лет, пока зимой в пути с ним не случилась беда – сломалась машина, в кабине полетела печка. И водитель добрых 3 часа замерзал на морозе.
Водительское братство
А потом Ивана Григорьевича пять лет мотало по всей стране – перегонял транзитные автомобили. В дороге случалось разное – и поломки, и непогода. Но всегда и во всём помогало водительское братство. «Помню, получил в Брянске новый ГАЗ-66 «Садко» и погнал его ночью в Москву. А гололёд на трассе страшный был! Впереди меня ехал джип, которого заносило в разные стороны и на моих глаза выбросило в кювет. Промучился я с ним добрых полтора часа, но вытащил. Он меня, конечно, поблагодарил и дальше пошёл своим ходом. Братская помощь, взаимовыручка на дороге должна быть всегда. Всех к этому призываю. Иначе на дороге не выжить», — говорит Иван Григорьевич.
Дачных дел мастер
За разговором и не заметили, как приехали на дачу. Здесь у Ивана Григорьевича есть свой красный уголок, где в рамочках висят все его грамоты и благодарственные письма – от города, района, области. Но прежде, чем их увидеть, требуется пройти таможенный досмотр – огромного пса Оскара, который в хозяине души не чает. «Внучки в прошлом году приручили этого бездомного бедолагу, и теперь он живёт у нас – охраняет дачу. Хороший ты мой, дай лапу!» — даёт команду Иван Григорьевич. А Оскар и рад стараться!
«Грамоты пока подождут, сначала покажу наши угодья: вон там – клубника и чеснок сидят, напротив – черешня с вишней, абрикос и яблони. А это – 15 сортовых роз, привезённых из Москвы. Посадили в память о сыне. Летом расцветут – красотища будет!» — рассказывает батя.
Вдруг слышим со стороны поленницы кошачье мяуканье. Это местная охотница пришла поздороваться с Иваном Григорьевичем. «Цыганка, иди ко мне. Хорошая кошка – люблю её, хоть и ничейная она. Мышей ловит исправно, везде успевает. Мы с ней дружим. Цыганочка», — ласково приговаривая, гладит хвостатую охотницу Иван Григорьевич.
Любит свою дачу наш батя. Кажется, что только здесь он отдыхает душой и телом. Занимается хозяйством, строит, колотит. Всё делает так, как планировал сын Алёша… Сюда любят приезжать дочери и внуки Ивана Григорьевича. Помогают ему, как могут.
Вот моя деревня!
Показав награды, Иван Григорьевич предлагает поехать в Березичи – туда, где он родился и вырос. В дороге снова разговор – на сей раз о семейных делах и заботах. «У нас с женой Татьяной всегда было своё хозяйство – держали хрюшек, курочек, урожай на огороде выращивали. Татьяна хоть и на пенсии, но продолжает работать на молокозаводе – подменяет тех, кто в отпуск выходит. По воскресеньям на рынке по заявкам работает. Опять же скоро огород начнётся. Без дела не сидит, к тому же у нас правнук появился Владимир. Это наша отрада – мальчишка растёт очень понятливым. Так что вскоре буду его брать с собой на рыбалку. Пусть сызмальства становится настоящим мужиком. А вот и моя деревня, — поворачивая на улицу Солнечную, торжественно произносит водитель. – Сейчас и до родного дома доедем».
В доме никого не оказалось. Поведя взглядом, Иван Григорьевич горестно вздыхает: «Не следят за хозяйством. Аж сердце разрывается! После смерти родителей мы свою избу генералу продали. Он тут взялся, было, за дело – гостевой дом построил, верандочку хорошую поставил. Да вот сын его, видать, непутёвым оказался. Всё здесь запустил».
Идём к склону, где Иван Григорьевич в юности построил сарай, да причем двухэтажный. Это была, как он сам шутит, его резиденция. Отсюда он отправлялся в свои походы, переправлялся на другой берег Жиздры в лодке, а потом бежал несколько километров по лесу. Обратно пустым никогда не возвращался – то рыбы наловит, то грибов насобирает.
Эти прогулки были одни из немногих его отдушин – ведь и школу никто не отменял, и помощь братьям по хозяйству. «Мама работала в колхозе, а папа – плотником на Березичском стеклозаводе, поэтому на нас была возложена забота о доме и хозяйстве, — рассказывает Иван Григорьевич. – А вечером – клуб. Клюксы-то вон они – рукой подать!»
Наш крепкий тыл
Повезло нашей районке с таким деловым и рассудительным водителем! Он и тему интересную журналистам подгонит, и с людьми прекрасными познакомит, и на задание с ветерком доставит, и мебель в редакции соберёт, и проводку починит. Кстати, в этом году нашему Ивану Григорьевичу присвоили почётное звание «Ветеран труда». Но для меня он по-прежнему остаётся другом и настоящим батей, взявшим меня под своё крыло 4 января.
Евгения Симонова
фото: Василий и Валентина Батурины
Ваш комментарий будет первым