Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

“В Козельске его называли ходячей энциклопедией”. К 40-летию со дня смерти краеведа Василия Николаевича Сорокина

Василий Николаевич Сорокин умер 5-го апреля 1981 года. Работники краеведческого музея ежегодно проводили (и проводят) дни памяти бывшего директора музея. В 2001-м году, в двадцатилетие со дня его кончины, в здании ещё старого музея на улице Кузнечная, дом 2 собралось очень много людей старшего поколения, которые лично знали Василия Николаевича. Они рассказывали о «своём» Сорокине, каким его знал каждый из них. Были интересные воспоминания! Не знаю, записали ль их, но я запомнила два.

Чурилин Пётр Михайлович – известный в Козельске человек, работник райисполкома. Одно время был редактором козельской газеты. Тогда же Сорокин В.Н. начинает работать в газете корреспондентом.

В советское время, когда в колхозах и совхозах проводили полевые работы, в районы приезжали областные руководили и вместе с районными ездили на полевые станы. Они выступали перед тружениками сельского хозяйства, вдохновляли их на ударный труд. Работники прессы записывали речи выступающих, затем печатали в газете.

Областное руководство приехало в Козельский район. Журналисты запаслись толстыми тетрадями, блокнотами. Смотрят на Сорокина. Он же кладёт в карман брюк маленький блокнотик и, как выразился Пётр Михайлович, огрызок карандаша.

Начинаются выступления. Все строчат, стараются успеть дословно записать речь. Сорокин же, когда выступающий начинает говорить, засовывает руку в карман, пошевелит ею там, затем руку вынимает и внимательно слушает. Ни за кем он ничего не записывал.

Приехав в редакцию, все достают свои записи и пытаются восстановить речи выступающих. С любопытством смотрят на Василия Николаевича. Он достаёт из кармана блокнотик, кладёт на стол. На листике – кружочек, галочка, плюсик и т.д. Берёт чистые листы бумаги, начинает писать. Каково же было изумление журналистов, когда Василий Николаевич почти дословно восстановил тексты речей выступающих. У него была фотографическая память.

В Козельске Сорокина В.Н. называли ходячей энциклопедией. Он знал бесконечное множество дат, событий, имён, неплохо знал законы юриспруденции. По просьбам городских и сельских жителей писал заявления в суд, прошения, объяснительные и т.д., причём бескорыстно.

Углекова Татьяна Васильевна несколько десятилетий проработала заведующей отделом кадров Козельского механического завода. Писала заметки в Козельскую газету. Вот что она рассказала.

Сорокин Василий Николаевич организовывал для козельчан автобусные туристические поездки по стране. Повёз он группу в Михайловское, к Пушкину – да чтобы быть там 6 июня, в день его рождения! Приехали – а там тьма народа, непрерывный поток экскурсий. Сорокину же хотелось, чтобы сам Гейченко Семён Степанович, директор музея, провёл экскурсию с козельчанами! А на двери директорского кабинета висит объявление: «Просьба не стучать. Занят».

Василий Николаевич огорчился, куда-то ушёл. Не было его долго. Пришёл, направился к двери кабинета, но постучать не решился и снова ушёл.

Во второй раз пришёл – и опять ушёл, не постучавшись.

Не было его долго. В третий раз пришёл, решительными шагами подошёл к кабинету и постучал. Дверь отрылась. Рассерженный директор, указав на объявление, сказал: «Вы это читали?»

– Читал. Но мы же ваши родственники!

Гейченко С. С. опешил и уже мягким голосом сказал: «Как – родственники?»

– Ну как же! Ваш Александр Сергеевич женат на нашей Наталье Николаевне.

Семён Степанович улыбнулся: «Калужане?»

– Да!

– Родственников надо принять.

И провёл незабываемую экскурсию.

В кармане пиджака у Василия Николаевича всегда лежала небольшая заметка о Козельске и Оптиной пустыни. Приехав на место назначения, он сначала искал редакцию местной газеты, отдавал свою заметку и просил напечатать. Так, в Козельск стали приезжать сначала очень редкие автобусы с туристами, а потом всё больше и больше. Свой очерк о Василии Николаевиче Сорокине бывший директор музея Александр Сергеевич назвал «Подвижник». Это очень точное определение.

Василия Николаевича иногда называют москвичом. Да, он родился в Москве. Когда ему исполнилось четыре годика, его отец умер. Мать, козельчанка, с четырьмя детьми приехала к родителям в Козельск. В Козельске Василий Николаевич рос, учился, прошло его становление как личности, так что он – козельчанин. Козельск помнит своего земляка – патриота, а Оптина пустынь навечно занесла имя Сорокина Василия Николаевича в поминальную книгу.

Тамара ГРИБЕНКО, учительница-пенсионерка.

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять