Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Шоколад для майора

Легендарная козельчанка, спасшая от тюрьмы сотни парней, отмечает красивый юбилей

В день 80-летия майора милиции в отставке Валентину Ивановну Зименкову поздравляли родные, друзья, руководство МОМВД России «Козельский», сослуживцы с которыми работала на протяжении 26 лет. С Валентиной Ивановной мы встретились позже, как отгремели фанфары. Удобно устроившись на диванчике, разложив альбомы с фотографиями, она рассказала о своей судьбе, о службе, что опасна и трудна, а также – о своей мечте.

Ребёнок войны

Родилась Валентина Ивановна в деревне Дерибино Козельского района. Ей было всего два месяца, когда началась Великая Отечественная война. Отец ушёл на фронт. Мама работала бригадиром в колхозе.

– Положит меня в корзинку, брата, что на два года старше, возьмёт за руку и давай созывать народ на работу. В один из дней попали под бомбёжку. Маме осколок попал в щёку. Рана была страшная. Шрам остался на всю жизнь. Швы заживали плохо. Из-за кашля постоянно расходились.

Узнав о случившимся, родственники семьи, проживавшие в Магнитогорске, позвали к себе.  Валентина Ивановна вспоминает, что до Урала они добирались , как герои «Доктора Живаго» – бесконечно долго,  четыре месяца.  Но все-таки добрались, и тяготы войны пережили, «потому что были вместе, всей семьей», говорит Зименкова. Она уверена, что трудности члены семьи должны переживать бок о бок, рядом друг с другом. Иначе не будет ни семьи, ни судьбы.

Впрочем, самих тягот и потерь той войны Валентина Ивановна не помнит, зато помнит, как каждое воскресенье ездила с тетей Надей на вокзал встречать отца.  Он вернулся, но не в выходной. 

– А он пришёл за мной в детский сад. Воспитательница меня будит и говорит: «Валечка за тобой пришли, вставай». А я ей: «Ой, ещё рано, я не выспалась». Встала, выхожу, смотрю стоит отец в военной форме и мамина старшая сестра тётя Надя.

Это было уже в 1946 году после разгрома Японии.

А вот родные дядьки Зименковой –  Ефим и Иван – со своей племянницей так и не встретились. Погибли под Одессой.

Судьбоносная поездка в Козельск

Быть милиционером Валентина Ивановна мечтала с детства. Училась хорошо, была активисткой,  одно мешало – национальность. Семья после войны осталась на Южном Урале, ближайший юридический факультет был в Уфе, но не башкирке туда пробиться было трудно. Дважды пыталась – дважды пролетала.  Пришлось девушке работать на рудообогатительной фабрике, лаборантом на молочном заводе… Была общественным инспектором ОБХСС в управлении МВД. 

Но правду говорят – судьба любит тех, кто верит в мечту. 

В 1965 году родители собрались съездить к родственникам в Козельск. «Поедем покажем твою родину» , – сказали они. А в то время муж двоюродной маминой сестры Владимир Петрович Щепилин работал начальником ГАИ в Козельском РОВД. Узнав, что Валентина мечтает стать милиционером, он отреагировал просто: «Так за чем же дело стало?»

Валентина тут же была отправлена на ускоренные курсы в Новочеркасск, после которых ей присвоили звание младшего лейтенанта.

А 8 января 1966 года  – эта дата теперь для Зименковой праздничная  –  ее приняли старшим инспектором детской комнаты милиции.  Так сбылась мечта козельчанки,  которую сослуживцы, смеясь, стали называть «микромайор».

«Работала с утра до вечера, и без выходных»

Свой первый рабочий месяц Валентина Ивановна провела в поездках по школам района. На тот момент их было немало – 8 средних школ, 12 восьмилетних, 16 начальных, 3 школы-интерната и 3 училища. На учёте состояло 200 несовершеннолетних.

Работала одна. Тогда в райотделе по штату было 25 сотрудников – это вместе с конюхом. Времени и сил не жалела. Каждый день был расписан по минутам. Первые месяцы, признается,  было тяжело.  Но жаловаться на судьбу она  не имела права. Наоборот, старалась  работать все активнее. Посещала школы и предприятия, создавала кружки «Юный помощник милиции», встречалась с детьми и родителями, ходила на все школьные собрания. Вместе с участковыми ездила в рейды. Кто-кто, а уж Зименкова знала все злачные места, где собиралась молодёжь в вечернее время.

– Ловили, приводили к родителям, выясняли, почему ребёнок оказался без присмотра. Ставила на учёт, вела профилактическую работу. Работать приходилась с утра до вечера, и без выходных. Усну, а у меня в голове мысли кружатся: это не забыть, сюда сходить, этого проверить, отчёт написать… Но ничего, втянулась, справилась.

Вскоре приехал в гости брат. Вышли с ним в город. Все здороваются. Он спрашивает Валентину: «Кто такие?». Все мои «племянники», – так шутя она  называла своих подопечных.

Знала каждого. Те её уважали и побаивались. Если кого замечала в урочное время на улице, вела в школу. Когда приходила на танцы, все несовершеннолетние разбегались врассыпную, предупреждая друг друга: «Шухер! Зименкова приехала».

Главные помощники

Зименкова вспоминает, что в советское время большую помощь милиционерам оказывали общественные инспекторы. В основном учителя. У каждого был свой участок, свои подопечные. В Сосенском детская комната милиции и вовсе работала на общественных началах. Посёлок большой, как сказали бы сейчас – волонтёров – много. Выходили в рейды. Посещали неблагополучные семьи. Проверяли условия проживания, выясняли, как родители занимаются с детьми.  Вот оно – общественное воспитание!  

– Это сейчас люди менее активными стали, –  с грустью говорит Валентина Ивановна, – а в наше время многие занимались общественной работой. За неё спрашивали. Общественным инспекторам выдавали удостоверения. Это были первые мои помощники. Они знали всех своих неблагополучных. Работали дружно.

Дружно – это еще одна традиция или, вернее выразиться, стиль советской жизни, который вместе с эпохой канул в Лету.  И сегодня по этому поводу также остается только грустить.

ЧП районного масштаба

– Однажды, после выходных прихожу на работу, а отдел гудит как улей. Спрашиваю: «Что случилось?» Оказывается, группа подростков из шести человек за один день совершила 25 квартирных краж. Сначала на Сосенском прошлись по квартирам. Но, видимо, показалось мало, вошли в азарт, приехали в Козельск. И здесь поживились.

Переполоху было много. Прибыли кураторы из Калуги, Москвы. Начались проверки. Нарушений не нашли, но посоветовали начальству расширить отдел.

– Да, было и такое. Зато после этого случая мне дали в помощь двух человек. Работать стало легче, но ответственности не убавилось.

Разных случаев в большой милицейской практике Зименковой было много  – на целый сериал хватит.  Одну из серий можно назвать  «Как инспектор ребенка «била».  Был один мальчишка, Толик, учителя на него постоянно жаловались, мол, безобразничает.  Инспектор решила поговорить с пацаном в комнате милиции. Сделала запись в дневнике, чтоб пришел туда вместе с отцом. Вскоре Толик  явился туда с папой, и такой у них душевный получился разговор!..  Расстались на том, что все друг друга поняли. 

– Приезжаю опять в школу, а директор Валентина Ивановна Волкоедова спрашивает: “Это вы нашего ученика обижаете? Толя сказал, что вы его отлупили”, –  инспектор и сегодня об этом рассказывает с удивлением, будто только вчера дело было. –  На перемене вызвали этого Толю в кабинет директора. Заходит, я спрашиваю: «И когда же я тебя била?». Отвечает: «Не били». «Почему наврал? За такие слова на меня же могут завести уголовное дело». Покраснел, как варёный рак, а потом извинялся перед всем классом.

– Я даже голос никогда не повышала, разговаривая с учениками. Если на ребёнка рявкнешь, он замкнётся и разговора не получиться, – делится своей методикой Зименкова. –  Иногда и по головке нужно было погладить. К каждому нужен был свой найти подход. Но порой труднее всего работать не с детьми, а с  родителями. Ведь воспитание – оно в семье начинается.

Шоколадка  от хулигана

Подопечные инспектора комнаты милиции разные, но поступки у всех одинаковые. Мотивы – тоже. Кто по глупости попадается, кто хочет свою крутизну перед старшими показать. Главное здесь проявить свое мастерство – вовремя остановить, перехватить на той дорожке, что ведет по наклонной, дать шанс на исправление. И подопечные Зименковой этим шансом пользовались.

Вот еще один пример, достойный серила.

– Пять лет тому назад стаю на остановке. Подходит Николай З. Поздоровались, и он мне протягивает шоколадку. Я смотрю на него понимающим взглядом, а он говорит: «Это вам за то, что меня не посадили». 

История же эта была до ужаса банальная.  Рос Коля в неблагополучной семье. Однажды попался с друзьями на краже. Всех поставили на учёт, начали с ними работать. Так и опекали их всех, пока в люди не вывели. И за это – шоколадка. А кто-то и капустой благодарит! Понятно, что не в продуктах дело, а в благодарности.  Такие знаки внимания до слез пробивают даже майора.

Но были у Зименковой и такие, на которых ничего не действовало.  Например, Алексей К пил с третьего класса. Пришлось в спецшколу отправлять, откуда он сбегал. Возвращала. А что поделать, если служба и опасна и трудна?

На нервной почве

Несмотря на все трудности,  жизнь, как считает Валентина Ивановна, была «интересная, нужная». Приходилось ей решать и хозяйственные проблемы. В райисполкоме выпросила новое помещение для детской комнаты милиции. Пошли навстречу, выделив два кабинета в новом здании ЗАГСа. Организации помогли приобрести мебель, шторы. Комнаты стали уютными, как в современных фильмах, где по сюжету психологи ведут свои приёмы – в комфортном месте, располагающем к откровенной беседе.

Но ничего не проходит бесследно. Все переживания, волнения рано или поздно дают о себе знать. Вот и у Валентины Ивановны на нервной почве развился холецистит.

– Он был у меня как барометр. Если, что совершат нехорошего мои подопечные, он начинал ныть. Утром иду к оперативникам: «Что там мои натворили?». А они удивлялись: «Откуда знаешь?»

После операции Валентину Зименкову перевели на новый участок работы в инспекцию исправительных работ. Обслуживала два района – Козельский и Ульяновский. На учёте стояло более сотни человек – ранее судимых, освободившихся из мест лишения свободы. Наладила работу и здесь.  Помогала с пропиской и трудоустройством. Инспекция стала лучшей в области.

Хорошего работника руководство вниманием не обделяло, поддерживая и материально в виде премий. Портрет Зименковой дважды красовался на доске Почёта. есть и государственные награды – нагрудный знак «Отличник милиции», медаль «За безупречную службу» I, II и III степеней, медаль «Ветеран труда». Помимо основной работы, наша героиня занималась общественной – была секретарем комсомольской организации, депутатом городского Совета народных депутатов, секретарем парторганизации.

Словом,  есть Женщина в нашем селении!

«30 лет и три года…»

Будущего мужа Валентина Ивановна тоже встретила в отделе. Владимир пришёл в милицию чуть позже, отслужив в армии. Сразу приглянулись друг другу и, как оказалось, на всю жизнь. Душа в душу прожили 33 года.  

И снова Зименкова вспоминает главное правило человеческой жизни – любимые и родные всегда должны быть вместе. Так они и жили с мужем: рядом на работе, дома, в огороде.  

Вместе растили дочь, вместе радовались рождению внука… Увольнялись со службы тоже вместе…

Беда пришла внезапно. У Владимира Ивановича  оторвался тромб… Невосполнимую потерю помогли пережить дочь, внук, сослуживцы, окружившие Валентину Ивановну заботой и вниманием. за что она им всем очень благодарна.

Кстати, не забывать благодарить – еще одно важно правило жизни козельчанки Зименковой.

Коммунистка против карьеристов

Такие ветераны, как Валентина Ивановна Зименкова, и в отставке сложа руки не сидят. Всю любовь и заботу вкладывает в воспитание внука. А он в любимой бабуле души не чает.

-Теперь жду правнуков. Силы ещё есть, может успею понянчить. Очень хочется, – говорит Валентина Ивановна и улыбается так по-доброму, что сразу завидуешь ее родным – рядом с таким человеком от счастья плакать хочется. И уж точно не хочется хулиганить.

Общественную работу Валентина Ивановна тоже не бросает. Она – активный член районной общественной организации ветеранов войны и труда. Возглавляет контрольно-ревизионную комиссию. Вступив в 1967 году в члены КПСС, остаётся действующим коммунистом. На протяжении двух десятков лет избирается членом участковой избирательной комиссии от КПРФ.  

– Что хотели бы пожелать сегодняшним сотрудникам полиции? – поинтересовалась я у легендарного ветерана, когда наш разговор уже подходил к концу.

– Быть честным и поступать только по-совести. Всегда осознавать свою ответственность перед людьми. Ведь порой от нашего решения зависит судьба человека. 

– А кому на ваш взгляд не место в полиции?

– Слабым, некомпетентным и карьеристам, – ответила майор Зименкова.

Ирина ЯКУНИНА

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять