Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Какие экранизации можно посмотреть уже сейчас. Подборка главного редактора

Солнечный удар” (12+)

Фильм Никиты  Михалкова по прозе Ивана Бунина

Небольшая ремарка перед небольшой заметкой. Герой нашего предыдущего материала Константин Паустовский однажды получил письмо от Ивана Бунина. Великий классик, в то время доживающий свои годы в эмиграции, назвал советского прозаика «собратом», а его рассказ «Корчма на Брагинке» – «наилучшим в русской литературе». Это было признание, ведь Бунин обычно только критиковал коллег по перу.

А теперь – о кино.

Фото: Олеся Курпяева/РГ

Я был на съемках картины Никиты Михалкова «Солнечный удар». В Гороховце Владимирской области киношники специально для картинки построили целый город. Деревянный. Местные жители, чтобы попасть в кадр, переоделись в местных жителей, но столетней давности. Их снимали и даже за это платили. Все было весело и непринужденно. Все были счастливы. Только недалеко от съемочной площадки сидели несколько покоцанных парней. Пили пиво. И откровенно глумились над происходящим. Даже пытались «наехать» на министра культуры, который тоже в тот день приехал в Гороховец и наблюдал за съемками. Получался острый образ: на площадке снимали Россию, которую мы потеряли, рядом – посвистывала и напивалась Россия, которую мы обрели.

Подумал тогда: пусть парни хоть так на хорошее кино посмотрят, в кинотеатр на Михалкова они все равно не пойдут. Пойдут другие, их же ровесники, но которые лучше, потому что ведь не может быть, что мы Россию совсем потеряли.

Не считаю себя лучше, чем кто-либо, но я пошел посмотреть «Солнечный удар». Премьерный день. Небольшой зал типичного кинотеатра. Свободных мест нет. Молодых в зале тоже нет. Я один. Остальным – хорошо за сорок, женщины в основном. Как они внимательно смотрели! Но еще внимательнее старался смотреть я. Пытался понять в том числе, почему же не пришла на фильм выдающегося режиссера молодежь. Где так называемые креативщики, где так называемые патриоты, где, наконец, так называемые либералы?

Я нашел ответ – вероятно, картина и навеяла. Не пришли – потому что страшно.

Особенно страшно – молодым русским мужчинам.

Кадр из фильма “Солнечный удар”, источник – Российская газета

Страшно смотреть, как тысячи ровесников предают свою Родину, как предают присягу, срезая с себя погоны. Как сотни русских мужчин боятся горстки гопников, захвативших власть. От такой картинки, не дай бог, патриотическая импотенция случится.

Страшно услышать, что поливать свою страну грязью – это мерзко. Не по-мужски.

Или страшно, например, осознать, что уже было время, были люди, которые тоже все видели и все понимали, но ничего не делали, а только болтали.

«Солнечный удар» – это страшный сон молодого русского человека.

Ты не станешь мужчиной, пока не коснешься женщины. Ты не станешь мужчиной, пока в драке не попробуешь крови. Ты не станешь мужчиной, пока не прочувствуешь историю своей Родины, то есть пока, как минимум, не сразишься (пусть даже в соцсетях) за ее ценности и традиции. «Солнечный удар» – фильм, безусловно, о мужчинах, но о мужчинах, которые не смогли остаться русскими.

Именно поэтому эта картина актуальна сегодня.

фото: РГ

Но самый сильный удар от этого фильма – понимание того, что руки сложили умные мужчины. Понимание этого бьет под дых. Если тогда сдались образованные, начитанные офицеры, то чего ждать от русских мужиков спустя сто лет? Мы, по сравнению с белыми офицерами, как семилетние мальчики перед умудренными стариками.

Мы глупы, это видно по нашим спорам о политике, о геополитике, об экономике, о религии, о пандемии. Мы спорим о том, в чем ни в зуб ногой.

В то время как настоящие мужики не должны говорить о том, как плохо живется в нашей стране, мужики должны делать все, чтобы в этой стране жилось лучше.

«По такой логике мужик не может выражать свое недовольство происходящим?» – спросит кто-то. Может. Я даже больше скажу: русский мужик всегда должен быть недовольным. Недовольным собой. Это и дает мотивацию делать себя настоящим.

Необразованность, самодовольство, а еще отсутствие чувства благодарности – вот что такое современный русский мужчина.

Те, о ком говорится в «Солнечном ударе», были абсолютные противоположности. Но и они ни к чему не захотели прикасаться руками. И если с ними случился солнечный удар, то нас постигло – затмение.

Давайте хоть в кино на солнце посмотрим.

Дама Пик” (16+)

Пушкинская повесть в трактовке Павла Лунгина

Лунгин никогда не снимал плоских фильмов, мастер сильный, чего говорить. «Дама Пик» – это тоже не просто про «вся наша жизнь – игра», это про то, что жизни у нас уже нет вовсе. Деньги есть, страсть есть, молодость у некоторых имеется, а вот жизнь утеряна где-то между гамбургерной и супермаркетом.

Кадр из фильма “Дама Пик”, источник – Российская газета

И жизнь эта уже давно принадлежит дьяволу. У Лунгина дьявол в юбке – оперная звезда, которая взрывает спокойствие театра и покупает у актеров их души. Актерам вообще по профессии положено бодро шагать в пропасть, а если делать это за славу, за деньги и пошлую любовь, то шагать можно весело и гордо. Мы все так шагаем. От гамбургерной до…

Если сюжет пересказывать не трактовками, то он гораздо проще. Главный герой обладает уникальным голосом, но худрук его не допускает до сцены. Когда в их театре начинает в качестве режиссера работать оперная дива, в которую герой влюблен с детства, то он решает во что бы то ни стало сыграть в ее постановке главную роль. Ставят «Пиковую даму». И актер, конечно же, идет на все, чтобы исполнить партию Германа. Он сам готов стать Германом. Проиграться в карты, переспать со стареющей дивой, сойти с ума. Он-то, бедняга, думает, что он приносит себя в жертву искусству, на самом деле – дьяволица-режиссерша просто подставляет его, провоцирует сломать свою жизнь. Сошедший с ума актер – идеальный исполнитель роли Германа! То есть она тоже – ради искусства!

Но «искусство» тут ни при чем, а главные тараканы в их амбициях, в их желании славы, в их безудержной жажде веселиться, играть, рисковать… Они это понимают, но слишком поздно, занавес уже опускается. Спектакль, конечно, будет иметь успех, но в эту же ночь сменят афишу с их именами на других героев игры с мамоной.

Что же делать? Как же вернуться Германам и графиням к нормальной жизни? Лунгин ответа не дает, он лишь подчеркивает, что не надо называть сумасшедшими его героев, на себя, мол, посмотрите.

Посмотрите, посмотрите, может, еще куда зайдете по пути между гамбургерной и супермаркетом.

P.S. Отдельное спасибо солистам за приводящие в трепет оперные партии!

“Корабль дураков” (16+)

Блестящая экранизация одноимённого романа Кэтрин Энн Портер

Этот фильм – классика классики. Вы не сможете сказать про себя, что любите кино, если не увидите «Корабль дураков», это то же самое, что считать себя непревзойденным сомелье, не попробовав грузинского вина. К слову, под вино смотреть голливудскую классику особенно атмосферно.

Перед нами жизнь пассажиров корабля, они все разные, тут и богачи, и бедняки, и альфонсы, и нежные возлюбленные, здоровяки и карлики, аристократы и художники, эгоисты и гуманисты… Режиссер предлагает, глядя на это «человеческое ассорти», выбрать – а кто из них ты?

Я внимательно всматривался в каждого героя, в каждом узнавал себя и от каждого отворачивался. Потом ни в ком уже себя не узнавал. Наконец, решил, что я тот самый человек, который вырезает из дерева фигурки животных, и тем живет, и тем счастлив. Но ближе к финалу токарь этот зачем-то прыгает в море, спасая собачку, и погибает. Я бы не стал спасать собаку. Это глупый поступок, который к тому же не поощряется религией, к которой я себя причисляю.

«Так кто же я?» —спрашивал я себя уже на финальных титрах. И решил, что я сам корабль. Я перевожу в себе с одного острова на другой все грехи и пороки, которые только можно представить. И эти «пассажиры» несказанно мне благодарны – мои слабости перед страстями обеспечивают им плавание в каютах первого класса.

Но мои «пассажиры», в отличие от героев Крамера, понимают, какая катастрофа их ждет в ближайшее время, и оттого время от времени чувствуют себя неуютно.

Персонажи «Корабля дураков» ни о чем таком не догадываются. Знали бы они, что плывут навстречу фашизму, мировой войне, атомным бомбам, нищете и болезням – попрыгали бы с палубы в открытый океан. А так, что им, бедным, остается делать без предчувствия апокалипсиса? Пить, болтать, танцевать и влюбляться. Единственный человек, который по-настоящему полюбил – доктор корабля – и тот не находит в себе сил остаться с любимым человеком. И тем самым обесценивает этот дар до бокала шампанского. Расплата настигает доктора мгновенно – вы все увидите и поймете сами.

Посмотрите этот невероятно честный и настоящий фильм. Но будьте осторожны: он изменил судьбы многих своих зрителей. Готовы ли вы к такому плаванию?

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять