Директор «Издательского дома «КГВ» Юрий Расторгуев в течение нескольких лет участвовал в археологических раскопках, которые проводили на территории Чертова городища. Когда калужские журналисты приезжали в Козельск, то одна из экскурсий, которые проводили им местные краеведы, была как раз в этом «загадочном и уникальном месте». Юрий Александрович, выслушав информацию козельского гида, и сам поделился теми сведениями, которые их археологическая группа смогла найти при раскопках. Итак, предположения и версии, что же все-таки здесь было в древние времена.
– Это уникальное городище, и не только для Калужского края. Я когда-то был в Волгоградской области, и совершенно случайно разговорился там с археологами. Оказалось, что они наслышаны о Чертовом городище. Коллеги подробно расспрашивали о результатах наших раскопок, и даже смотрели на меня, их участника, с некой завистью и уважением.
Почему к Чертовому городищу у археологов возник интерес, и возник он в конце прошлого века? Никаких сведений об историческом содержании этого места в письменных источниках нет. Сведения о нем появляются в XIX веке в исследованиях краеведов. Один из самых известных наших краеведов того времени – иеромонах Леонид Кавелин. Он написал основополагающий труд по церковной истории, где и передал легенду о Любаше и черте, бытовавшую среди местного населения. Потом эта легенда кочевала по многим печатным изданиям в разных интерпретациях, и все говорили о замке. То, что мы сейчас наблюдаем здесь – это совсем не то, что было в XIX столетии: тогда очевидцы писали о каких-то постройках, о каких-то огромных пещерах. Верить этому или нет? Скорее всего – да: городище очень сильно разрушили, когда брали отсюда камень для строительства железнодорожной насыпи.
Вроде, никаких других «крючков» для археологов, кроме этих замечательных легенд, не было. Но все же, урочище их заинтересовало. Вот, допустим, камень, с отверстием. Он попал в поле зрения археологов, потому, что подобные камни были жертвенниками: наши предки приносили здесь жертвы своим богам, а в углубления стекала кровь… Камень «Чертовы пальцы» очень напоминает классический жертвенник. Хотя, геологи, которые здесь тоже работали, сказали, что данные отверстия не просверлены человеком, а имеют естественное происхождение: это следы растений и животных древнего моря. Но археологов это все равно заинтересовало, и они решили в 1992 году заложить раскоп возле этого камня. Появились первые находки – фрагменты керамики. Стало ясно, что это – археологический объект, и его надо изучать.
С 1999 года раскопки здесь велись регулярно на протяжении десяти лет. Догадки подтвердились: люди здесь были. Находок обнаружили много, но тут же сразу начались загадки.
Обнаружены здесь следы хозяйственной деятельности людей первой половины I тысячелетия н.э. – балтов (мощинская археологическая культура). Правда, находки этого времени немногочисленны. Видимо, уже древние балты использовали это место, как городище –место, куда в случае опасности люди стекались обороняться.
Судя по многочисленным находкам, в IX веке сюда пришли славяне – носители роменской археологической культуры. Племенная их принадлежность спорна: летописи называют жителей побережья Оки и ее притоков вятичами. Однако височные кольца (женские украшения), найденные на Чертовом городище, принадлежат не им, а, скорее всего, другому славянскому племени – северянам. Вообще, об этническом составе людей роменской культуры ученые продолжают спорить…
Славяне тоже использовали это место для защиты, свидетельство тому – оборонительные вал и ров. А жили они где-то поблизости, на селищах. Где располагались эти поселения? В окрестностях городища их следов не найдено…
Место для обороны достаточно удобное. А с другой стороны – водные артерии здесь так себе – речушка Чертовка никогда большой не была. Зачем людям вода – понятно: рыболовство, хозяйство, питьевая. Также это и торговый путь – сношение между поселениями. Не совсем понятно, зачем тут надо было селиться людям.
Раскопками изучается культурный слой, под ним идет материк – древняя дневная поверхность. Так вот, на площадке городища материк представляет собой каменные глыбы. Если копнуть на полтора штыка лопаты, то обнаружим сплошной камень. Землянку не выкопать, деревянную постройку надежно не закрепить. И поэтому следов жилищ найдено не было, хотя исследована была достаточно большая площадь.
Теперь о находках. При исследовании склона городища были найдены серебряные монеты. Самая ранняя – сасанидская драхма, когда Иран еще не был исламским – начало VI века. Поздняя – арабский дирхем начала IX века. В хорошей сохранности, больше 20 штук. В культурном слое были замечательные артефакты торговли с восточным миром, хазарские вещи (ременная накладка с изображением лица кочевника чего стоит!). И очень много славянского материала.
Все это наталкивает на вывод: люди здесь были, но люди здесь… не жили. Что же они здесь делали?
В начале X века городище погибло, скорее всего, было уничтожено в ходе какого-то боя, после этого люди здесь не жили никогда. На площадке городища и у его подножия были обнаружены десятки наконечников стрел различных типов. Были среди них такие, какими пользовалась киевская дружина. Были и трехлопастные – кочевнические. И плюс находки кочевнического обихода, плюс восточные вещи, которые могли сюда прийти через тех же кочевников-хазар. Что же они здесь делали?
Изложу свою версию. Она, правда, не вполне научна. Мы знаем: перед походом на хазар в 946 году князь Святослав пришел в землю вятичей, самого дикого славянского племени, которое «жило в лесу, молилось колесу» – приблизительно так их описывают летописцы. И князь спросил у вятичей: «Кому дань платите?». «Дань платим хазарам, по белке с дыма», – то есть, по шкурке с дома. «И мне столько же будете платить», – сказал Святослав и как бы отвоевал у хазар эту территорию. Что значит: платили дань хазарам? Это был договор, мы вам дань, а вы нам – «крышу», защиту. Так вот, можно предположить, что Чертово городище погибло, обороняясь от киевской дружины, причем местному населению помогали хазары, которым оно платило дань. Как было на самом деле – ответить невозможно. Археолог Олег Леонидович Прошкин датирует гибель городища началом X века, а не его серединой…
Что же здесь обороняли? Вспоминаем легенду. Так вот: ее корни уходят в скандинавскую мифологию, там есть подобный сюжет. Великан Сурт строит для богини Фрейи свадебный замок. Мы не забываем – здесь когда-то жили балты, которые могли и сюжет легенды с собой принести. Ясно одно: легенда о Любаше и черте имеет явно языческие корни и ритуальный характер. Плюс – целая россыпь интереснейших камней со всякими отверстиями. И археологи сделали вывод, что, скорее всего, здесь было культовое место, святилище. Его-то и обороняли славяне от варяжской дружины. Может быть, здесь было поселение особого типа – жили немногочисленные жрецы.
Площадка городища занимает чуть больше полугектара, раскопана едва ли сотая часть этой площади. То есть, если городище раскопать по-хорошему, то мы, может быть, узнаем значительно больше.
Юрий Расторгуев
Фото: Василий Батурин
Ваш комментарий будет первым