Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Музей газеты. Как районка 50 лет назад (11 ноября 1971 года) отмечала юбилей великого писателя

Имя его известно повсюду

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.

Трудно найти в истории русской литературы судьбы трагичнее той, что выпала на долю Фёдора Михайловича Достоевского. Беды сопровождали его всю жизнь. Растерзанный труп отца, ранняя смерть матери, оскорбительная надпись царя на дипломном проекте, публично инсценированный обряд смертной казни, Петропавловская крепость, каторга, подневольная служба в Сибирском линейном батальоне, эпилепсия, постоянная нужда в деньгах, преследования кредиторов, сомнения, страсти и негаснущее желание видеть жизнь не такой, какой она вставала перед ним – такое сочетание испытаний не могло не породить великого труженика-трагика. И он родился в России, как отражение её больной совести, как выражение социального протеста и нетерпимости к злу, как источник поиска светлых путей к будущему.

Мучительной, дисгармоничной судьба Достоевского была именно потому, что такова была окружающая жизнь. Шестьдесят лет прожил Достоевский, более сорока лет он занимался литературной деятельностью и почти все эти годы искал разрешения противоречий; потому-то его произведения это не только глубоко психологические романы и повести, но и гигантские философские драмы. При этом социально-философская насыщенность не мешает жгучему драматизму действия. Творение Достоевского полны страсти к жизни, но эта страсть забитая или извращённая; она не находит правильного выхода, хотя писатель полон искреннего желания провести своего героя к счастью.

Нельзя понять силу жизни, не познав всех творений Достоевского. Прохождение через творчество Достоевского является хорошей самозакалкой, из которой читатель выходит умудрённым новым знанием жизни. С. М. Киров говорил, что Достоевский бессмертный душевед. Горький ставил рядом с Достоевским только Шекспира. Фурманов считал, что наибольшее влияние на него оказали Достоевский и Толстой. Луначарский причислял Достоевского к числу величайших русских и мировых писателей и утверждал, что он философически глубже Гюго и трагичнее Бальзака. А великий Ленин считал Достоевского действительно гениальным писателем.

«Я буду писать и писать, а в писании буду во всю мою жизнь защищать обиженных и оскорблённых». Эту клятву, данную ещё в ранней молодости, Достоевский свято выполнил. Своими замечательными произведениями «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Записки из мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Подросток», «Преступление и наказание» Достоевский развенчал социальный строй несправедливости; в романах «Идиот», «Вечный муж», «Бесы» поставил со всей остротой мучившие его проблемы революции и религии в их взаимоотношении; в «Игроке» и «Записках из подполья» выразил моменты автобиографии, а в «Братьях Карамазовых» как бы подвёл итог своему творчеству.

Как художник Достоевский велик богатством переживаний, искренностью и страстностью борьбы. «Весь – борьба», – так кратко охарактеризовал сложность и противоречивость Достоевского Лев Толстой.

У Достоевского было много отчаяния и всё-таки больше у него веры в человека. Достоевский был замкнутым, но мало кто больше его познал людей и работал для людей. Достоевский нарисовал много зла, исходящего от Свидригайловых, Тоцких, Лужиных, Рогожиных. Но лейтмотив своего творчества Достоевский изложил в девизе «Люди могут быть прекрасны и счастливы».

Говорят, что Достоевский примирялся с угнетением. Но чаще других стихов он любил цитировать строчки из Пушкинской «Деревни». «Увижу ль я, друзья, народ неугнетённый?». И Достоевский не только мечтал, но и делал многое для борьбы с угнетением. Это он в минуты прорыва готов был выйти на площадь с красным знаменем. Он состоял в кружке Дурова, был на стороне Спешнева, наиболее революционного из петрашевцев. Он был соратником нашего земляка Николая Кашкина, рядом с ним стоял на эшафоте и до конца дней находился с ним в переписке, одобряя мысли об улучшении жизни крестьян и о прогрессе в уходе за землёй.

Когда Достоевского спрашивали: «Если мирный путь не приведёт к цели», он говорил: «Не будет возможности обойтись без крови – придётся пролить кровь».

«Записки из мёртвого дома», – отмечал В. И. Ленин, – являются непревзойдённым произведением русской и мировой художественной литературы, так замечательно отобразившим не только каторгу, но и «мёртвый дом», в котором жил русский народ при царях из дома Романовых.

Стараясь узнать Россию больше и лучше, Ф. М. Достоевский летом 1878 года предпринял долгую и тяжёлую для него поездку в козельскую Оптину Пустынь. В письме к жене Фёдор Михайлович указывал, что там много непонятного и неизвестного. В Оптиной Пустыни писатель несколько раз встречался с тогдашним старцем Амвросием и взял его прототипом одного из героев «Братьев Карамазовых» – Зосимы. В уста старца Достоевский вложил мысль: «Из народа спасение выйдет». Каким образом придёт это спасение? Старец учит, что через религиозное самоусовершенствование, через смирение и страдание. Но далеко не все герои романа согласны с ним. Центральный положительный герой романа Алёша не остаётся в монастыре. Достоевский замышляет сделать его революционером, но смерть писателя сделала роман незавершённым, а мысль писателя недовоплощённой.

«Братья Карамазовы» писались и в Старой Руссе, и в Петербурге, но колыбелью их были наши места. Здесь окончательно сложился план романа, эти места названы знаменитыми, а природа наших мест не только нашла прекрасное отображение в романе, но и помогла резче подчеркнуть действия, лучше оттенить силу людских переживаний.

Великий социальный протест прошёл через весь роман и явился вдохновением для последующей борьбы поколений.

Ныне в маленький домик-музей в бывшем Оптинском скиту, где размещены экспозиции о Достоевском, идут и идут люди. И несут они в своих сердцах великое спасибо тому, кто заставляет читателей глубже постигать силу и величие человека, бороться против унижения и утверждать на всей земле социальную справедливость.

В. Сорокин,

председатель литературного объединения при редакции газеты «Вперёд». 

Достоевский и петрашевцы

«С 1842 года главным занятием мыслящих русских было обдумывание способа раскрепощения крестьян. Все другие задачи зависели от этого» – писал Герцен.

Именно в эти годы в России появляется первый социалистический кружок, созданный М. В. Петрашевским с целью пропаганды социалистических идей в обществе. Судьба петрашевцев трагична, но велик их вклад в революционно-освободительное движение. В. И. Ленин считал, что «от кружка петрашевцев берёт начало история революционной социалистической интеллигенции в России».

С весны 1847 года Достоевский стал посещать пятницы Петрашевского. Его приход сюда не был случайным.

Уже в первом романе «Бедные люди», который поставил его в ряд известнейших русских писателей, ярко наметились его взгляды на существующую действительность. Всем сердцем Достоевский на стороне «бедных людей», он им сочувствует, он вместе с ними страдает, он мечтает о лучшей жизни для них.

Это желание – переустроить на началах справедливости и добра – привело в кружок петрашевцев и нашего земляка, одного из замечательных сынов рода Кашкиных Н. С. Кашкина.

Н. С. Кашкин унаследовал вольнолюбивые взгляды своего отца – декабриста С. Н. Кашкина. В 1848 году он создал свой сугубо фурьеристский кружок, где занимались изучением системы французского социалиста-утописта Фурье, делали попытки применить его взгляды на нашей почве.

В своем большинстве петрашевцы разделяли мнение о необходимости уничтожения крепостного права. Петрашевцы знали о настроениях крестьян, «в эту минуту они сознают уже всю тягость и несправедливость своего положения и стремятся всячески от него освободиться». Петрашевцы правильно поняли ошибки декабристов и поставили своей главнейшей задачей внедрить идею революции в народные массы, широко пропагандировать идею переустройства общества и критиковать существующую действительность. Эта задача была близка Достоевскому. Страстная натура Достоевского производила на слушателей ошеломляющее действие. Общество петрашевцев обрело в нем лучшего пропагандиста своих взглядов.

На собраниях Петрашевского обсуждались самые разные вопросы: религия, законы судопроизводства, гнет царской цензуры. На следствии по делу петрашевцев Достоевский смело выступил в защиту русских писателей от гнёта цензуры. «Каждый литератор уже заподозрен заранее, звание писателя уничтожено, на писателя цензура смотрит как на естественного врага правительству». Достоевский с гордостью заявил, что «литература – одно из важнейших дел в государстве, и существование ее при таком цензурном гнете вызывает тревогу. Нельзя скрывать от читателя мрачные стороны жизни, нельзя писать одними светлыми красками».

Эти взгляды привели Достоевского в 1848 году в кружок Дурова и Спешнева, который к этому времени выделился у петрашевцев. Это был самый революционный кружок. Здесь считали, что для ниспровержения царского самодержавия нужна революция, ее нужно приближать путем распространения запрещенных цензурой произведений передовых писателей. Именно здесь хотели создать тайную типографию, уже создавались детали станка, уже рукописным способом распространялись такие вещи, как «Письмо Белинского к Гоголю», «Солдатская беседа» Григорьева и другие.

22 апреля 1849 года состоялось последнее заседание петрашевцев. Уже четырнадцать месяцев тайный агент III отделения Антонелли регулярно шлет свои доносы графу Орлову, записывает речи, реплики, споры, записывает всех участников, даже тех, кто был всего один раз. Так был арестован Н. С. Кашкин, который был у Петрашевского всего один раз.

23 апреля тридцать четыре петрашевца были арестованы и заключены в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. И только 24 декабря 1849 года, после восьмимесячного следствия, был вынесен окончательный приговор.

Царское правительство разыграло жесточайший фарс, был инсценирован обряд смертной казни, который был тут же заменен каторгой. Люди уже приготовились к смерти, перенесли огромное напряжение всех сил и вдруг – помилование.

Годы каторги и солдатчины не сломили петрашевцев. Многие из них до конца своей жизни остались верны прежним взглядам: Петрашевский, Спешнев, Григорьев. Кашкин, который после ссылки поселился в Нижних Прысках, приветствовал манифест об освобождении крестьян.

Петрашевцы гордились своей революционной молодостью, с удовольствием вспоминали о ней, поддерживали дружественные связи.

После возвращения из ссылки Достоевский познакомился с Кашкиным и на протяжении долгих лет поддерживал с ним связи.

В. Щукина,

научный сотрудник козельского филиала областного краеведческого музея.

А вот такой материал был опубликован в районной газете “Вперед” в 1981 году, к 160-летию писателя

Автор «Братьев Карамазовых»

Уходящий 1981 год отмечен большой памятной датой – 160-летием со дня рождения великого русского писателя и мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского. Ее отмечает все прогрессивное человечество, передовая печать всего мира. Особенно дорога непреходящая о нем память нам, козельчанам. Ведь творческая судьба Достоевского «географически» также была связана с Козельском. Здесь, в Оптино и в Нижних Прысках Достоевский в 1878 году собирал материал и писал свой последний роман «Братья Карамазовы». Он закончил его через полгода после возвращения из Козельска в Петербург, незадолго перед смертью. Домик в Оптино (ныне музей), где останавливался великий писатель, является местом паломничества множества посетителей, экскурсий, туристов.

«Толстой и Достоевский, – говорил Горький, – два величайших гения, силой своих талантов они потрясли весь мир, они обратили изумленное внимание всей Европы и оба вошли, как равные, в великий ряд людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Гёте».

Он вырос под влиянием демократических освободительных идей 40-х годов, противокрепостнических идей Гоголя и Белинского, участвовал в собраниях кружка передовой русской интеллигенции – Петрашевского, был в 1849 году судим и приговорен вместе с петрашевцами к смертной казни за «заговор идей». В студеный декабрьский день Достоевский и другие петрашевцы были выведены на эшафот, палач накинул на осужденных саваны, под глухую дробь барабана и наведенные солдатами ружья ждали расстрела. Только после этого было объявлено «царское милосердие» – смертная казнь заменяется каторгой. Такой садистской жестокой расправой русский царь хотел сломить «дух критиканов». Достоевский с лишением всех дворянских прав и состояния подвергся ссылке на каторжную работу в Сибирь – в Омскую крепость на 4 года и последующую солдатчину еще на 5 лет рядовым.

Годы каторги были для Достоевского годами внутреннего перелома, определившего глубокие противоречия в его жизни и творчестве.

Однако, несмотря на все заблуждения Достоевского в 60-х годах, на усиление религиозных тенденций в его сознании, на разрыв с Чернышевским Добролюбовым и другими революционными демократами, несмотря на укрепление идеи смирения перед лицом зла, в основе всех его мучительных идейных исканий была огромная любовь к русскому народу, вера в великое историческое предназначение России. «Власть мысли и света способна водвориться у нас еще скорее, чем где бы то ни было. Я не знаю, как это все будет, но это сбудется» – мечтал Достоевский.

Ленин осуждал реакционные тенденции творчества Достоевского, но и не раз говорил, что Достоевский действительно гениальный писатель, рассматривавший больные стороны современного ему общества, что у него много противоречий, изломов, но одновременно – и живые карты действительности. В принятом постановлении Совнаркома в 1918 году по указанию Ленина о сооружении в Москве и в других городах РСФСР памятников видным революционерам и выдающимся деятелям русской культуры имя Достоевского в ряду писателей стояло на втором месте (после Толстого).

В. Александров, заведующий Козельской народной библиотекой №1

Расшифровка Анны Фрибус

Поделись с друзьями:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять