В этом году в Калужской области второй раз были введены дополнительные каникулы для школьников. Напомним, дистанты ворвались в нашу жизнь из-за ковида два года назад. После двух с лишним месяцев такой учебы, способности первоклассника Пети из Стенино претерпели такие метаморфозы, что это заметили и родители, и классный руководитель. Мама с папой решили перевести сына на семейное обучение: «Все равно занимаемся дома».
Причины перехода на семейное обучение в каждом случае свои, но есть и общие тенденции. Что такое семейное обучение и в чем его плюсы и минусы, мы попытались разобраться вместе с козельскими родителями и учителями.
«Лучше взаимодействовать с теми, кто разделяет твои ценности»
Игорь и Екатерина Титенки¸ родители Пети, переехали с тремя детьми из Брянска несколько лет назад. Екатерина, у которой есть диплом лингвистического университета и педагогическое образование, решила обучать своих детей дома.
«Мы забрали ребенка на семейное образование, когда начался карантин и к концу года Петя стал хуже читать и считать, чем до школы. Когда я сама попыталась объяснить сыну что-то по школьным учебникам, то поняла, что лучше взять дело в свои руки. Стало понятно, что дистант с нами – навсегда, поэтому терять нечего», – рассказала Екатерина.
Сыграло здесь свою роль и влияние на сына гаджетов.
«Оказалось, что каким бы хорошим и талантливым ни был школьный учитель, он уже не конкурент гаджету. Достаточно побыть среди школьников, чтобы понять, кто и чему их реально учит через экраны. Многие, без опыта семейного образования, скажут, что дети не социализируются. Но что такое социализация? Это групповое сидение детей в телефонах на уроках, переменах и после?», – вопрошает Екатерина. По ее мнению, дети не умеют вместе играть, не двигаются, учатся материться и перенимают дурное поведение. – «Такая социализация лично нам не нужна. Лучше взаимодействовать с теми, кто разделяет твои ценности, и общаться, обогащая друг друга», – мотивирует свой выбор молодой педагог.
Примеру Екатерины последовали многие ее знакомые. Так в Козельске возникло целое семейное сообщество, которое даже выбрало для образования одну программу. По мнению родителей – она доступна и понятна детям. Это ключевые условия, ведь по мнению молодого педагога, при нынешней системе образования ученики часто не могут освоить элементарных понятий.
«И потом все эти пробелы тянутся из года в год. Не каждый ребенок четко представляет себе километр, кубометр или килограмм, – рассказывает Екатерина, – Мы с ребятами, например, взяли 10-метровую веревку, чтобы наглядно увидеть из чего складывается 50 или 100 метров. И вместе прошли 1000 метров, после чего одна девочка сказала, что навсегда запомнит, что такое километр».
Сын Екатерины Петя, по словам мамы, не жалеет, что ушел из школы, к которой семья по-прежнему тепло относится. Но теперь он чувствует себя спокойно, не дрожит по поводу оценок. Особенно ему нравятся дни самоуправления, когда дети готовят друг для друга уроки по любой интересной теме. Они серьезно к этому подходят, и в их глазах горит огонек: становясь на место учителя, ребята пытаются поделиться тем, что им самим интересно.
«Искренний интерес к учебе – это наше все»
Дмитрий и Евгения Дикаревы, известные жители Козельска, тоже перевели старших детей на семейное обучение по окончании младшей школы. По словам Евгении, занимаясь на дому, дети стали более мотивированы, у них появился искренний интерес к учебе. Например, они по-новому открыли для себя Лермонтова и Пушкина, начали самостоятельно учить стихи. График занятий выстраивали на свое усмотрение, при этом младшие дети тянулись за старшими, видя, как они занимаются.
Что касается контроля, то по утверждению Евгении, он был скорее связан с обеспечением детей учебными материалами и проверкой выполнения работ. «Мы искали качественные учебники, которые должны быть понятными и структурированными. Наши дети стали больше читать мировую художественную литературу, глубже изучать предметы. В точных науках помощь оказывал дедушка, и заканчивали курс ребята раньше, чем в школе. Конечно, при подготовке к экзаменам мы уже обращались к педагогам, нам помогали учителя из Козельских школ, за что мы всегда будем благодарны им», – рассказала Евгения.
Старшая дочь Дикаревых Анастасия освоила школьный курс 11 класса за несколько месяцев. В оставшееся время упор был сделан на предметы, которые были нужны для поступления на истфак МГУ – русский язык, историю и английский язык. В итоге Анастасия поступила на этот престижный факультет. На данный момент он уже сдала первую сессию, на отлично.
Анастасия рассказывала, что изучить огромное количество учебного материала ей помог опыт именно семейного обучения, приучивший ее к самостоятельной работе.
По мнению Евгении, все больше людей обращается к семейному образованию. Обусловлено это разными причинами. И, в любом случае, независимо от итоговых оценок, можно констатировать, что время, проведенное ребенком в кругу семьи среди близких ему людей, будет самым ценным приобретением за школьные годы.
«Семейное обучение стало для семьи творчеством»
Многодетная семья Моисеевых, переехавшая в Козельск из Москвы два года назад в связи с пандемией, тоже поделилась своим опытом. «После 3,5 лет, проведенных старшей дочерью Ульяной в школе, мы заметили перегруз, потерю интереса к учебе, хотя внешне все было отлично по всем предметам. Заметили негативное влияние сверстников, – рассказывает Юлия, мама девочки. – Забрав 4 года назад документы из школы, какую-то определенную программу обучения не выбирали. Но с удивлением обнаружили, что времени хватает и на учебу, и на кружки, и на культурные мероприятия».
Семейное обучение стало для семьи не узким понятием, а творчеством. Оно органично влилось в домашний уклад, ведь супруги работали удаленно. Больше стало уделяться времени интересам ребенка.
По словам Юлии, сейчас дочь заканчивает 7 класс: уже в сентябре она сдала алгебру и геометрию. Годовую аттестацию Ульяна проходит в Центре поддержки семейного образования, на требования которого и ориентируется.
Относительно минусов в семейном обучении Юлия говорит так: «Кроме большего труда для самих родителей – не вижу минусов. Но такой формат, во-первых, не всем подойдет: не все мамы могут полностью посвятить себя детям. И второе – государство не компенсирует выделенные на обучение детей средства: все затраты идут из семейного бюджета».
Сама Ульяна довольна: учеба разнообразна и интересна по форме подачи материала, выстроена в соответствии с ее режимом и более комфортна. «В школе мне больше всего не нравился английский, потому что я не понимала его. Но сейчас английский – мой самый любимый предмет», – рассказала девочка.
А у нас – первый класс. А у вас?
Семейное образование получило признание в России в 1992 году. С 2002 года оно позиционируется как самостоятельная форма обучения, наравне со школьной, и подразумевает, что ребенок учится вне образовательной организации. При этом полную ответственность за обучение ребенка берут на себя родители.
Сейчас семейное обучение возможно с 1 по 9 класс. Чтобы получить аттестат об окончании 9 класса, дети, получающие образование дома, как и все школьники, должны сдать итоговую аттестацию. Дальше – можно перейти к самообразованию, форме семейного обучения для детей старше 15 лет.
Есть и домашнее обучение, с которым не надо путать семейное. К нему прибегают, когда из-за болезни или по каким-то показаниям ребенок учится дома. При этом ответственность за уровень знаний по-прежнему несет школа: учителя приходят к ученику домой. То есть это форма обычного школьного обучения.
Что касается дистанционного или онлайн-обучения, то это скорее инструмент получения знаний, который используется при любом виде образования.
Направлений семейного обучения множество: кто-то пользуется одной программой, кто-то собирает все лучшее из разных. Да, и как учиться ребенку – в группе или индивидуально – каждый родитель решает сам.
Мнение экспертов и немного статистики
В России по официальным данным на февраль 2022 года – 13 тысяч детей находятся на семейном обучении. Национальная ассоциация семейного образования руководствуется другими цифрами, а именно: от 20 до 50 тысяч детей – учатся дома.
В Козельском районе 25 учеников официально – на семейном обучении, из них: 9 школьников перешло в 2020 году и столько же – в 2021-м.
Эксперты прогнозируют, что с каждым годом желающих перейти на семейный тип обучения будет больше: за последние три года в некоторых регионах в 2-5 раз увеличилось количество «семейников». В целом по стране по сравнению с предыдущим учебным годом (2020-2021 гг.) рост составил 30%, о чем писала «Российская газета», ссылаясь на данные Министерства просвещения.
Председатель Общества по защите прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование» Виктор Панин видит причины таких тенденций в том, что «качество образования в стране стремительно падает. Ситуация в большинстве школ сейчас такова, что родителям приходится нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам, чтобы ребенок тянул программу. Естественно, взрослые, которые могут позволить себе платить или заниматься с ребенком самостоятельно, предпочитают отказаться от традиционной формы обучения, чтобы не тратить время впустую. Последние годы школа все больше превращается из источника дачи знаний в источник контроля знаний», – констатирует факт Виктор Викторович.
Но все громче в спорах о «семейниках» раздаются и другие мнения. Депутат Любовь Духанина, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке, считает, что перевод детей на семейное обучение «очень сложное и даже рисковое решение», и, по ее мнению, школа «дает большую гарантию на получение надлежащего уровня образования».
Что думают родители учеников общеобразовательных школ
«Я знаю, насколько важно ребенку находиться в среде сверстников. Ведь это совместная работа, друзья и даже конфликты, которые помогают ребенку расти и развиваться. В школе ребенок привыкает жить в мире. Многое зависит от родителей – чего они хотят от своих детей. И от того, какой учитель, какая атмосфера в школе и в семье. Я не понимаю, как можно 11 лет учиться дома? Ведь это замкнутое пространство. Другое дело, чтобы в школе не было больше 20 человек в классе. Иначе – тяжело», – делится своим видением козельчанка Наталья, чей сын учится в 4-ой козельской школе.
А вот мнение Надежды, дети которой учатся в Православной гимназии Козельска: «Семейное образование я бы не потянула: старших детей посадишь заниматься, а младших – куда? Они очень активные. Мы не собираемся так учиться. Бывают дети, которым тяжело в школе, кому оно нужно. Либо нужна система образования, которая охватывала бы всех детей. Либо, чтобы мама занималась только обучением, а не всеми остальными делами и хозяйством».
Ксения, многодетная мама, сын учится в первой козельской школе: «Мы бы не перешли на семейное образование, так как считаю, что преподавать должны профессионалы, а я – не учитель. И, чтобы детей учить, с ними нужно целыми днями заниматься, а у меня нет столько времени, чтобы с ними сидеть. Я попробовала в 2020 году дистанционку, мне – хватило».
Мнение представителей системы образования
Выслушав мнение родителей, детей и экспертов, мы поговорили о семейном образовании и с известными козельскими педагогами. Мнения и здесь разделились.
Директор козельской школы № 1 Александр Тихонов: «Существует закон об образовании. Если мы закон не нарушаем, значит, все – нормально. Есть различные формы обучения. И родители сами принимают решение, как будет учиться их ребенок».
Екатерина Павлоградская, учитель 3-й школы: «Почему сегодня обращаются к семейному образованию? Быстро развиваются технологии, появляются узко специализированные экзамены, – и не все дети могут охватить полный объем знаний. Много деток сейчас больных: им тяжело запоминать, выдерживать темп занятий. Бывает, что ребенок не сошелся с детьми или учителями. Тогда он может спокойно обучаться дома. Тема становится актуальнее с каждым днем. Хотя здесь палка о двух концах. Ребенок в школе находится в группе, работает в коллективе: это взаимодействие, приспособленность к окружающей среде, развитие самостоятельности. А на домашнем обучении ребенка опекают родители, он мало социализирован». По словам Екатерины Игоревны, в 3-й школе Козельска, где она преподает биологию, также есть примеры, когда по каким-либо причинам дети находятся на семейном обучении.
Елена Митина, руководитель отдела образования Козельского района: «Одна из главных причин такого выбора – неблагоприятная эпидемиологическая ситуация. Также это может быть связано со здоровьем учащегося, личными особенностями, традициями и привычками семьи. Даже если нанять сторонних педагогов или использовать электронные образовательные ресурсы, не говоря уж о попытках обучить ребенка самостоятельно, достаточно сложно родителю дать полноценное образование по всем школьным предметам в соответствии с требованиями законодательства». Елена Павловна считает, что семейная форма обучения необходима только в крайних случаях.
«В семейном обучении есть и плюсы, и минусы. Плюсы – ребенок может постигать знания в индивидуальном учебном плане. Минусов, на мой взгляд больше. Это низкий уровень качества знаний, низкий уровень социализации. Если это младший школьник, то родителям нужно не работать, а заниматься с ребенком. Если старшеклассник, то вряд ли родители обладают всеми компетенциями, чтобы реализовать в полном объеме общеобразовательную программу и подготовку к итоговой аттестации. Тогда привлекают репетиторов, учителей, но не для всех семей это подходит в материальном планe», – это мнение Елены Цукерник, еще одного авторитетного педагога в нашем районе.
Вопросы, без ответа на которые все бессмысленно
У нас не было задачи этим материалом призвать кого-то переходить на семейное образование, мы лишь попытались понять его плюсы и минусы, также мы зафиксировали тенденцию – в Козельском районе, как и по всей стране, все больше родителей предпочитают учить детей вне школьных стен. Еще больше родителей об этом задумываются, об этом говорят, спорят, обсуждают.
В любом случае – переход на семейное образование дело ответственное, и лучше семь раз отмерить, перед тем как отрезать. Известны случаи в Козельском районе, когда родители сначала переводили детей на семейное образование, а через год-полтора возвращались в школу.
Еще один важный момент, который четко прослеживался в разговорах с героями и экспертами нашего материала – все убеждены, что именно образование – это фундамент настоящего и будущего страны. Но далеко не все довольны современной российской школой.
Родители нашего героя Пети, когда-то сами закончившие школу с золотой и серебряной медалью, полагают, что современные социальные проблемы в России – как раз следствие некачественного образования.
Игорь и Екатерина Титенки уверены, что образованный гражданин с хорошим внутренним стрежнем – это перспектива для страны. «Если раньше государству нужны были люди культурные и образованные, оно создавало будущее для детей. Но сейчас это все чаще заботит родителей, берущих ситуацию с обучением детей в свои руки и задающихся вопросами Какими людьми мы хотим вырастить наших детей? Какие инструменты помогают ребенку стать заинтересованным, умным, воспитанным, уважающим других людей, здоровым? Эти вопросы обычно некогда задавать, а, между тем, без ответа на них все – бессмысленно. Точнее, тогда мы встраиваемся в матрицу желаний и потребностей, которую для нас придумал кто-то другой».
Подготовила Наталия Шеховцова
Фото: Константин Завражин/РГ, из личного архива героев материала
Ваш комментарий будет первым