Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Из скупых слов я понял, что Вы многое перенесли».  Письма с фронта учителя  Михаила Романовича Гришина

Гришин Михаил Романович родился в 1915 году в д. Бильдино Козельского района в семье крестьян. Окончил Бильдинскую 7-летнюю школу, Козельский педагогический техникум в 1933 году и был направлен на работу учителем в Сухиничский район. В районе успешно работал в Алнерской школе. Поступил на учёбу в Смоленский учительский институт на заочное отделение. Был переведён на должность директора Воронетской 7-летней школы этого же района. В 1939 году был призван на военную службу, кстати, вместе с братом Алексеем. С началом Великой отечественной войны остался в армии, служил в 42-м гвардейском стрелком полку 13 гвардейской стрелковой дивизии, воинское звание – гв. сержант.  Летом 1942 года в районе Курска пропал  без вести.

В письмах сохраняем уникальную грамматику и стиль автора.

3 марта 1942 года.

Пишу в ночь с 2 на 3 марта.

Дорогие Вы наши!!

Вопреки всем правилам писания письма, во первых строках своего письма целую Вас, не один раз, а много, без конца и края раз!

Вы живы! Вот чего я искал, чего ждал и дождался. Передо мной два письма, от Поли и Наташи. Если б Вы знали, сколько радости они принесли мне!! Я их открыл оба сразу, и если б возможно было читать сразу, читал бы.

Вы живы! Этого было достаточно, чтобы к горлу приступили слёзы радости. Вокруг меня товарищи по службе, а у меня на глазах слёзы. Знаете Вы или нет, что почти у всех нас родные места или были оккупированы, или ещё по ту линию фронта. И каждое письмо – это радость для всех. А сколько радости, что Вы все вместе!

Из скупых слов я понял, что Вы многое перенесли. Да мне и понятно было и до этого. Я знаю, как они жестоки, какие они звери. Но, признаться Вам, я ожидал худшего. Я ожидал, что Бильдино разделит участь деревни Побужье. Многое Вы не написали в письмах. Прошу Вас, напишите подробнее. В Ваших местах проходят  сильные бои за Калугу. Папаша и мама, Вы всё, наверное, плачете?! Зачем? Нас четверо в армии, кто-либо жив останется. Этому я верю, верьте этому и Вы. Все родители любят своих детей с одинаковой силой, а поэтому всем больно. Но защищать Родину надо?! Надо! Поэтому личную жизнь надо отбросить, а своею кровью, своею жизнью надо обеспечить спокойствие Вам, сёстрам, братьям, вот таким, как  Надя, Алексей, что б они поскорее забыли урканье стервятников. Это наш долг!

Поля, ты пишешь, что всего, что мы пережили, не описать! Знаю я это. Мы пережили также очень много. Были под жестокой бомбардировкой, но всего также не опишешь. Об этом лучше всего говорит мой дневник. Если б ты прочла его, то б узнала. Я привезу его, как кончится война.

Ванёк и Дуся! Теперь Вы увидите, что это за люди. Теперь Вы поймёте, как надо учиться, чтоб уничтожить эту гадость на земле, помочь там, на западе освободиться также.

Невестка, стало быть, Вы драпанули из Днепропетровска? Что ж не написали? Мы всё время думали, что  Вы там. Ну, ничего. Скоро опять поедете.

Я пишу от себя. Алексея со мной нет. Он жив и здоров. Служим в одной части, но в разных местах. Но скоро съедемся вместе.

Посылаю Вам 300 руб.

Пишите часто, часто. Даже не дожидаясь ответных писем. Я буду писать очень часто.

Желаю Вам счастья, отличного здоровья, дружбы и плодотворной работы.

Целую крепко, крепко.

Ваш сын, брат, деверь и дядя Михаил.

(Подпись: М.Гришин)

Поля, скажи, где твой комсомольский билет? Береги его как святыню святых!

Аксинья! Что она надумала. Поздравляю её с сыночком. Целую её и Валю, Веру и Виктора. Где Вы будете имён на «В» набирать?

8 мая 1942 г.

Дорогие Родители!

Ваш Михаил шлёт Вам привет и желает самых лучших успехов в жизни, а в особенности хорошего здоровья. Ваш Мишкай хочет знать о Вашей жизни, но ни черта не может сделать.

Место так непостоянно, как осенние облака, гонимые ветром. Что наделала война! А это припроклятая штука, но она для нас обязательна, и я обязан не сетовать на положение.

Моё положение, в данный момент, такое, когда требуется от человека напрягать все силы и физические, и моральные, чтобы не полететь под откос. Занятия целый день, спать в землянке на голых полукруглых чурбанах и верхом всего этого – 2 раза в день кушать суп из отваренной пшеницы. Кушаешь или уже покушал, а жрать так хочется, что быка б съел. Одним словом, что за стол садишься, что из-за него вылезаешь, изменений нет. При том – скверная, сырая и холодная погода. Прозябаешь до костей мозга.

Плакать? – Нет! Ваш Мишка плакать не собирается, да его и не заставишь. Мы к этому привыкли, а привычка дороже всего. Будет всё, как кончим эту сволочь – фашизм. А то, что мы с ним скоро разделаемся, так это правда. Как правда то, что завтра на востоке взойдёт солнце.

Стоим в тылу, за Воронежем в 15 км.

Где мои братья и что с ними?

Простите, что Вас всех не переименовал. Некогда. Занятия. Перерыв кончен. Целую вас всех.

Ваш Михаил.

По адресу не пишите.

28 июня 1942 года, понедельник.

Здравствуйте дорогие родители, папа и мама!

Ваш сын Михаил шлёт Вам привет и море лучших пожеланий. Я пока жив и здоров. Живу обыкновенной фронтовой жизнью. Так случилось, что я из моего края один. Но это ничего. Все мы друзья. Живите там как можно лучше, о нас не беспокойтесь.

Целую всех. Ваш сын и брат Михаил.

42  гвардейский стрелковый полк

2 батальон

5 рота

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять