Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Филиал рая в музее Козельска»

Накануне Рождества Христова в Доме Цыплаковых открылась выставка боровского художника Людмилы Киселёвой. Событие большое, потому что Людмила Георгиевна –  настоящий художник и большой человек. Рождённая в военное лихолетье, она  праздновала Победу уже обезноженной и, судя по диагнозу и жёстокой статистике, должна была умереть в юности. Но приговору не поверила, дожила почти до 80 лет. Да, способна была лишь какое-то время сидеть с чужой помощью, а слабые руки рисовать могли только карандашом, и то до половины жизни.

Но как Людмила любила жизнь!.. Какая красота души в ней открывалась миру!.. Судьба Киселёвой словно иллюстрирует библейскую истину, что плоть немощна, а дух животворит. Слава Богу, читала она в детстве книги, в которых люди не предавали и не сдавались врагу или обстоятельствам.  Например, «Как закалялась сталь» Николая Островского, личный пример которого не мог не вдохновлять инвалида. Или «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, позднее опубликовавшего, между прочим, в популярнейшем журнале «Юность» рисунки молодой художницы.

Девчонкой мечтала она выйти замуж за красавца-моряка, и такой человек встретился ей и влюбился на всю жизнь. Людмилу невозможно было не любить! На открытии выставки показали короткий фильм о Киселёвой, где она, семидесятилетняя, говорила с нами лёжа без движения. Слушал бы и слушал завораживающий мирный голос. Глаз не оторвать было от её сияющего лика – так она была прекрасна!

И рисунки её тоже источают такой свет, так полны доброты, целомудрия, желанной жизни, что отходить не хочется от работ. Счастье жить на созданной Богом планете сильно портят войны, злоба, ненависть. Но отменить радость бытия невозможно, пока жива в сердце любовь! 

Немного произведений успела создать гений любви. Однако именно поэтому в каждом самое главное – о мире и о его Творце, о человеке и его душе, чаяниях и скорбях, надежде и вере… Вот доверчиво внимающий ребёнок. Вот юные чистые, словно только что сотворённые Адам и Ева, влюблённые. Вот молодая семья, полная любви… Есть взросление, обретение мудрости. Есть старики на картинах, но нет в них ужаса смерти или старости. Ужас там, где гибнущие на войне дети. Скорбь там, где городская цивилизация отнимает у человека гармонию с природой и с самим собой. И много храмов советской поры, как символ грядущего духовного возрождения.

Всё самое главное о нашей жизни запечатлела Киселёва. Не случайно однажды одна начинающая поэтесса попросила у Людмилы Георгиевны разрешения проиллюстрировать её рисунками книгу своих стихов. Увы, поэзии тогда не было в тех текстах…

Душа – христианка, согласилась Киселёва, вспоминая историю из 60-х годов прошлого века. В Боровске решили снести старинный храм. Узнав об этом варварстве, совершенно далёкая в те годы от религии Киселёва пишет письмо в Москву, в главную  газету. И в коммунистической «Правде» оно публикуется! Местные отменяют приговор. Мало того, советская власть выделяет из центра большие средства на реставрацию памятника культуры.

С развалом великой державы Киселёва потеряла возможность даже сидеть. Но, как сказала знаменитый гусляр Любовь Басурманова, представлявшая организаторов выставки, в годы, когда всё рушилось, Людмила Георгиевна занималась только созиданием! У неё остался голос, а руки могли удержать телефонную трубку. Несколько детских домов, в том числе для инвалидов, появилось в городе. Началось восстановление ещё одного древнего храма. Всюду, где появлялась нужда в действенной помощи, возникала неравнодушная добрая душа великого гражданина Людмилы Киселёвой.

Если бы какой-то поэт написал честную, свободную от пристрастного сектанства историю нашей великой Родины, иллюстрировать книгу можно было бы тонкими поэтическими духоподъёмными рисунками Киселёвой! А если снять кино о ней, как об Алексее Мересьеве или Павке Корчагине, то музыкальное сопровождение пусть бы осталось за волшебными гуслями Любови Басурмановой.

Зачарованные слушатели теряют ощущение времени, когда нежные сильные руки этого красивого человека прикасаются к струнам музыкального инструмента, первое звучание которого, кажется, слышали Адам и Ева в раю. Или даже ангелы, поющие славу Творцу. Так хочется ещё раз наполнить душу райским блаженством  и на закрытии выставки 31 января, в день рождения Людмилы Киселёвой.

Владимир Колмаков

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять