История Великой Отечественной войны и все, что связано с ней – свято для нашего народа. Потомки помнят и чтут имена и подвиги своих героев. Кому-то из ныне живущих посчастливилось услышать свидетельства родных, ковавших Победу 1945 года, пока они были живы. Кто-то бережно хранит письма, фотографии и документы, а некоторые внуки и правнуки переносят воспоминания дедов в издаваемые книги.
На козельской земле есть семьи, чьи герои не только воевали с гитлеровскими войсками, но и стали участниками важнейших исторических событий. Об одном из них мы и хотим рассказать в этом материале.
История с «Бессмертного полка»
В прошлом году в этой акции, проходившей в Козельске 9 мая, приняло участие рекордное количество людей. Среди них были сестры – Кристина Фомицкая и Юлия Москалева, пришедшие на «Бессмертный полк» с сыновьями.
Козельчанки рассказали о своих прадедах, воевавших в Великую Отечественную войну. И Кристина вспомнила, что у родных хранится фотография 1945 года, на которой запечатлен мамин дед Алексей Оносов рядом с маршалом Жуковым перед Потсдамской конференцией. А о самом Алексее Павловиче его сын Евгений написал книгу.
Нас заинтересовала эта история. И накануне нынешнего Дня Победы мы заглянули в гости к маме сестер – Марине Рисуновой, чтобы увидеть ту самую фотографию из семейного архива, узнать ее предысторию и услышать рассказ о боевом пути воина Оносова.
История героического предка
Дед Марины был пограничником. Родился он 22 августа 1907 года в многодетной уральской семье – в городе Верхняя Салда Свердловской области. В 1929 году по окончании ремесленного училища его призвали на действительную воинскую службу, направив в погранвойска.
Отслужив, Алексей остался на сверхсрочную, закончил командирские курсы, и ему присвоили офицерское звание. После он женился, в семье родилось трое детей, среди них и мама Марины – Галина. Служил пограничник на Украине, в небольшом городе Славута Хмельницкой области, на границе с Ровенской областью, тогда принадлежавшей Польше.
После присоединения Прибалтики к Советскому Союзу в 1940 году наиболее опытных пограничников, включая Алексея Павловича, перевели в Литву на окраину границы с Восточной Пруссией. Там он стал заместителем начальника пограничной заставы: штаб погранотряда находился в Каунасе.
На рассвете 22 июня 1941 года вся пограничная территория задрожала от разрывов снарядов. К счастью, территорию с Восточной Пруссией укрепили не только заставами, но и общевойсковыми соединениями. Поэтому немцам потребовалось несколько часов, чтобы прорвать оборону.
Поначалу считали, что это локальный конфликт, спровоцированный немцами. Даже мысли о войне допускать запрещалось, несмотря на регулярные нарушения их самолетами воздушного пространства СССР. Ведь тогда действовал мирный договор с Германией. Но непрерывные бомбежки и прорыв танков не оставили никакой надежды. Вскоре стало известно о начале войны.
Танковый корпус Манштейна овладел Каунасом и Вильнюсом. На шестой день войны немцы вошли в Минск…
В сентябре 1941 года Алексей Павлович с группой пограничников вырвался из окружения. После проверки в особом отделе его направили в распоряжение Свердловского облвоенкома для переподготовки на общевойскового младшего командира с последующей отправкой на фронт. Спустя два месяца в звании старшего лейтенанта он был назначен командиром роты.
С 1942 и по август 1943 года Оносов участвовал в боях в составе Донского фронта на территории Ростовской области. Затем до лета 1944 года освобождал Донбасс, Кривой Рог, Запорожье и другие южные области Украины и Молдавию в составе 2-го Украинского фронта. В августе того же года участвовал в крупнейшей Ясско-Кишиневской операции в составе 5-ой ударной армии под командованием генерала Николая Берзарина.
Осенью 1944 года армия вошла в состав 1-го Белорусского фронта в Польше для завершающего удара на Берлинском направлении.
Первым Белорусским командовал маршал Жуков. Поставить его во главе Берлинской операции было политическим решением Сталина.
Интересны слова на эту тему в письме от 1 марта 1945 года Алексея Оносова, отправленном родным: «…Живу недалеко от Берлина. Скоро будем там. Готовимся к последним боям и должны выиграть их с честью, а отсюда конец и исход войны. Это большая честь первому быть в Берлине, а я именно буду там первым. Жуков начал разгром немцев под Москвой. Он и закончит этот разгром в Берлине. Он наш отец…»
В этой связи стоит вспомнить, что в декабре 1941 года в Москву прилетал министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден для согласования военных действий. Сталин во время встречи с ним поднял вопрос о послевоенных границах в Европе. Иден возразил: «К чему торопиться с установлением послевоенных границ? Ведь Гитлер стоит под Москвой и до Берлина далеко». На что Сталин, хорошо зная события семилетней и наполеоновской войн, ответил: «Ничего, русские уже были два раза в Берлине, будут и третий раз!»
Сам маршал Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» дважды дает высокую оценку боевым действиям 94-й дивизии: при проведении Висло-Одерской и Берлинской операций, и взятии городов Кюстрина и Берлина.
Про заключительный этап войны он писал: «Наступление развивалось стремительно. Главные силы фронта, разгромив разрозненные части противника и сломив его сопротивление, 1-4 февраля вышли на Одер и захватили на его западном берегу в районе г. Кюстрина очень важный плацдарм. Не могу сказать хотя бы несколько слов о героических действиях пятой ударной армии…
Ее 94 гвардейская дивизия под командованием Б. И. Баранова и начальника политотдела Кузовкова форсировала Одер и завязала бой на плацдарме…»
В другом случае Георгий Константинович отмечает: «При штурме восточной части Берлина в боях особенно отличились полки 94-й дивизии. Бойцы рвались вперед, проявляя массовый героизм».
Вместе с другими соединениями дивизия овладела имперской канцелярией Гитлера, зданиями министерства пропаганды Геббельса, имперским банком…
Герой нашего рассказа Алексей Оносов был ранен и контужен в боях. За четыре года войны он прошел путь от командира стрелковой роты до заместителя командира 94-й гвардейской стрелковой дивизии 5-ой ударной армии 1-го Белорусского фронта, от старшего лейтенанта до полковника.
Два старших брата Алексея Павловича – Герман и Виктор погибли зимой 1941 года, а младший брат Олимпий вернулся с войны в 1944 году без ноги. Именно ему было адресовано фото, связанное с Потсдамской конференцией…
Живые свидетельства
Прежде, чем рассказать о фотографии, будет интересно ознакомиться с отрывками из писем, что отправлял Алексей Оносов с фронта. Они представляют огромную ценность для потомков, как уникальные свидетельства борьбы за Победу.
Приведем строки, которые он писал жене Надежде с Донского фронта. Особенно актуальными видятся фразы от 28 декабря 1942 года:
«…Мы вели жаркие бои с фашистами, прошли далеко, 150 км на Запад, и нахожусь сейчас в 90 км от Украины, которую в ближайшее время тоже освободим. Всего тебе не могу передать, что за это время пережито, главным образом радостно то, что устлали трупами немцев, итальянцев и особенно румын весь путь от красавца Дона. Мой полк в буквальном смысле герой: истребил тысячи и взял в плен. Только на днях в один день взяли мы 2000 пленных фашистов, нанесли огромный им урон. Об этом ты читала в газетах и будешь читать. Освободили сотни сел, сотни тысяч людей, которые встречают нас с распростертыми руками, и радости нет конца. Освободили тысячи наших измученных, голых пленных бойцов и командиров. И тот, кто побывал у немцев, надолго запомнит «новый порядок Европы»…
Продолжение читайте в печатном номере районки от 12 мая
Ваш комментарий будет первым