Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

ВЕЛИКИЙ ПОСТ — душа изменяется покаянием и новыми знаниями  

На первой неделе поста Церковь предлагает христианам соединиться в едином покаянном труде. Четыре дня читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Потом, уже на пятой неделе, в среду прочитывается весь этот канон.

Конечно, покаяние может и должно происходить всегда – и весь год, и каждый день. И на каждой исповеди у каждого верующего — отпускаются грехи, и через это таинство душа очищается и изменяется. Однако Великим Постом мы призываемся к более глубокому покаянному труду, притом все вместе, соборно. Так первая неделя поста становится нашим общим плачем о своих грехах.

Великий канон Андрея Критского — самое объемное богослужебное произведение. В нем 272 песнопения, в том числе 213 покаянных тропарей. Но Великим он назван не только за размер, а также и за его поэтическое совершенство, за глубину и возвышенность изложенного содержания, за проникновенность выраженных в нем чувств. В нем прослеживается вся история Ветхого и Нового Заветов: от Адама и Евы – через эпоху патриархов, царей и пророков – до Христа и его последователей. Описывая духовное состояние то грешников, то праведников, канон настраивает нас на вдумчивое осмысление собственной жизни, на погружение в нравственный самоанализ. Слушая о грешниках, мы то и дело обнаруживаем, что и в нашей душе живут те же грехи. Слушая о праведниках – не можем не видеть, как наше душевное устроение далеко от того, что свойственно им. Это позволяет нам углубить самопознание, обнаружить и оплакать болезни и язвы своих душ.

Святитель Андрей Критский жил в VII-VIII вв. От рождения до семи лет он не мог говорить, исцелился после принятия причастия. Немой в раннем детстве — он стал одним из выдающихся церковных ораторов Византийской эпохи, замечательным проповедником и поэтом. Он известен как создатель многих церковных текстов: ирмосов, тропарей, стихир. Его авторству приписывается около 70 канонов. Но Великий канон особо значителен и сам по себе, и по тому, какое место он занимает в жизни христиан уже более тысячи лет.

Из текста канона видно, что он написан преподобным Андреем уже в старости. Исследователи полагают, что он был написан им для себя. В Византии не раз возникали еретические учения, в борьбе с которыми жила и крепла Церковь. Один из императоров впал в монофизитскую ересь, отрицающую наличие двух природ в Христе — Божественной и Человеческой. Он заставил некоторых епископов подписать осуждение VI Вселенского Собора, обличившего эту ересь.  Среди них был и Андрей Критский. Нечестивого императора вскоре свергли, православие в империи было восстановлено, понимание Христа как Богочеловека восторжествовало. Но преподобный Андрей не мог не переживать о своем малодушии. Видимо, это был очень глубокий мотив к созданию канона. Так глубокое покаяние, душевная перемена одного человека стали значимы для многих поколений верующих. Как и в случае с покаянным 50-м Псалмом тяжко прегрешившего царя Давида, вошедшим в жизнь христиан на все времена.

Вторая неделя поста (31 марта) завершается воскресением, посвященным святителю Григорию Паламе — одному из Отцов Церкви. Так именуются такие православные богословы и подвижники, которые в своих трудах сформулировали учение Церкви. А истинность того, что они осмыслили и выразили, они подтвердили своей жизнью, достигнув святости. Все знают имена трёх святителей –  Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.  Григория Паламу порой называют – «четвертый святитель». V Вселенский Собор назвал имена 12 святых отцов, а VI Собор добавил к этому списку еще 13. Со временем их число росло.

Продолжение материала читайте в свежем номере районки от 29 марта

Фото из открытых интернет-источников

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять