Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Недетские переживания и… вопросы

Череду мероприятий, посвященных Дню Победы в этом году открыл фестиваль-конкурс чтецов литературных произведений “Строки, опаленные войной”. И вновь автору этой публикации довелось поработать в составе жюри конкурса, что не только налагает дополнительную ответственность, но и заставляет гораздо скрупулезней рассмотреть каждое выступление и каждого участника.

 Как и предполагает название, участники читали произведения о войне, о воинах-героях и обо всех наших людях, переживших это страшное время. Тема изначально тяжелая психологически. Возможно, поэтому первым критерием оценки выступлений организаторы поставили «соответствие возрасту». Это правильно, не все можно и нужно читать детям и подросткам. Но, забегая вперед, скажем, что этот критерий в дискуссиях жюри всплыл лишь однажды, да и то существенного влияния на оценку не оказал. Все-таки стихи о войне в наших школах читают уже минимум 70 лет, это неотъемлемый элемент патриотического воспитания.

С комом в горле

В общей сложности 25 участников продемонстрировали свои навыки художественного чтения произведений известных поэтов и даже собственного сочинения. Пересказывать выступления бессмысленно, но некоторыми впечатлениями с читателями нельзя не поделиться.

Военная поэзия остается одним из самых мощных по эмоциональному воздействию жанров. И хоть читают не увенчанные лаврами артисты со сценическим образованием, а ком в горле возникал за время конкурса неоднократно. А зачастую именно детский голосок на контрасте с ужасами войны подчеркивает всю ее беспощадную жестокость, боль, горе и слезы.

Земля российская не оскудеет талантами. Дети, подростки и взрослые продемонстрировали россыпь ярких выступлений, артистических способностей и умения прочувствовать внутреннюю драматургию произведения. И не только прочувствовать, но и донести до зрителя. Правда, так было не всегда. И здесь нужно подчеркнуть, что в каждом выступлении было два участника: непосредственно чтец и его педагог/наставник (в случае с детьми школьного возраста). Поэтому, когда явно способная, если не сказать, одаренная, девочка читает произведение со всем выражением, на которое способна, но с интонацией, резко диссонирующей со смыслом произведения, это упрек не чтецу, а педагогу. Именно он должен отличать добрую сказку от драматического повествования. Именно он должен объяснить, что не надо переходить на крик «для выразительности» в тех моментах, когда этого вовсе не требуется, помочь расставить интонационные паузы и вообще обучить основам декламации. Это к слову. Недостаточно на таком конкурсе выступить на уровне «Садись, пять!»

Продолжение материала читайте в номере районки от 12 апреля

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять