Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как французские летчики жили и воевали на козельской земле. Публикуем главы Маршевого журнала авиаполка “Нормандия-Неман”

В наши руки попал уникальный документ.  Главы из Маршевого журнала, который вели летчики французского истребительного авиационного полка. Жителям Козельского района не нужно объяснять, что это за полк, словосочетание «Нормандия-Неман» мы знаем с самого детства. Это наш символ. Наша гордость.  Именно под Козельском  базировались французы, воевавшие на стороне СССР против стран оси зла.   На страницах, которые мы публикуем,  можно найти массу интересной и полезной (не только исследователям) информации. Это не просто сводка боевых действий, это документ-нерв, документ храбрости и один из документов Победы.

К сожалению, журнал никогда не переиздавался и является ныне библиографической редкостью.

Благодарим режиссера Елену Демидову, автора документального фильма о «Нормандии — Неман», за предоставление этого материала.

20 мая 1943 — авиагруппа переведена из Мосальска в Козельск. Множество самолетов задерживаются по техническим причинам и воссоединяются с отрядом в Козельске только в последующие дни. Личный состав настоял на переезде на новое место на грузовике.

С 20 по 27 мая 1943 — полный штиль. Никаких боевых вылетов. Летчики изучают местность, не пересекая линии фронта. Два новых переводчика прибыли в эскадрилью: капралы Ноэль и Трюко, оба были взяты в плен в Бельгии в мае 1940-го; они сбежали из Германии в Россию перед самой войной и с тех пор работали в колхозе на Урале. Это хорошие рекруты для эскадрильи.

28 мая 1943 — 18 боевых заданий по «свободной охоте». Никаких происшествий.

29 мая 1943 — 6 боевых заданий по патрулированию территории и по сопровождению транспортного «Дуглас DC-2».

Персонал эскадрильи размещен в двух километрах от аэродрома — в деревне, где базируются кавалеристы, которые зимой принимали участие в наступлении на Сталинград. Между союзниками и армиями воцаряется невиданное доселе согласие. Иногда батареи ПВО, установленные вблизи аэродрома, открывают огонь по вражеским разведывательным самолетам. Аэродром расположен в 28 километрах от линии фронта.

30 мая 1943 — 10 боевых заданий по патрулированию территории.

31 мая 1943 — 2 вылета по тревоге.

1 июня 1943 — без происшествий.


В Хатёнках

2 июня 1943 — «Нормандия» перемещается из Козельска в деревню Хатёнки, расположенную в 5 километрах севернее. Авиагруппа оказывается на том же аэродроме, что и 18-й гвардейский истребительный авиационный полк. Летчики размещены в деревне, в 4 километрах от аэродрома; механики — в землянках и шалашах, которые они сами построили.

3 июня 1943 — никаких происшествий.

С 4 по 9 июня 1943 — 24 вылета на «свободную охоту» на передовую.

9 июня 1943 — 8 летчиков и переводчик прилетают с майором Пуйядом на «Дугласе» из Москвы в качестве подкрепления. Список летчиков: капитан де Форж, лейтенант Леон, лейтенант де Тедеско, лейтенант Буб, младший лейтенант Барбье, аспирант Вермей, аспирант Матис и аспирант Балку. Аспирант Коро берет на себя функции переводчика и начальника административной части. Майор Пуйяд сбежал из Индокитая, капитан де Форж, младший лейтенант Барбье и аспиранты Вермей и Матис сбежали из Франции менее года назад.

10 июня 1943 — 4 вылета на «свободную охоту». В 7.30 вечера 8 «яков» под командованием майора Тюляна прикрывают 8 штурмовиков Ил-257 во время бомбардировки полевых укреплений. Вражеские истребители не вмешиваются, все самолеты возвращаются без повреждений.

11 июня 1943 — 6 боевых заданий по «свободной охоте» на линии фронта. Мы узнаем, что майор Петров, заместитель командира полка Пе-2 с аэродрома на Полотняном Заводе, был убит 8 июня в кабине своего самолета осколком зенитного снаряда во время бомбардировки. Его штурман вернул Пе-2 на базу и выпрыгнул с парашютом. Майор Тюлян и капитан Литольф отправились на аэродром в Полотняный Завод, чтобы присутствовать на похоронах, и 4 «яка» эскадрильи пролетают несколько раз сомкнутым строем над бывшим аэродромом, чтобы подчеркнуть братство, объединяющее французских и советских авиаторов.


12 июня 1943 — 9 боевых заданий по «свободной охоте» на линии фронта. Звено младшего лейтенанта Лефевра и младшего лейтенанта де Ля Пуапа встречается с FW-189 ( «Фокке-Вульф»  –немецкий двухмоторный самолет-разведчик и корректировщик — прим.ред.) на высоте в 300 метров. FW пикирует на линии фронта, преследуемый двумя «яками» на расстоянии в 200 метров. Преследование продолжается на бреющем полете на глубину до 10 километров на линию фронта в тыл врага. FW, наконец, исчез из виду в лесу; наблюдательные посты на передовой, которые следили за баталией, говорят, что FW, вероятно, сбит. Младший лейтенант ле Ля Пуап возвращается с лопнувшей барабанной перепонкой, он отправлен в госпиталь в Москву.

14 июня 1943 — 8 боевых заданий по «свободной охоте» на линии фронта.

15 июня 1943 — 12 боевых заданий по «свободной охоте» на линии фронта. Звено капитана Литольфа и младшего лейтенанта Кастелена атакует разведывательный самолет FW-189 на высоте 3000 метров над линией фронта. FW легко пикирует на свою территорию, преследование продолжается до очень низкой высоты и на глубину до 15-20 км в тыл противника; оружие у обоих «яков» заклинило, у FW остановился мотор, его летчик активно ищет возможности приземлиться. Звено возвращается на аэродром, выполняет дозаправку и вместе с еще одним звеном летит обратно на поиски следов вражеского самолета, который они находят горящим на поле. В ходе этого вылета самолет аспиранта Риссо теряет обшивку со всей левой стороны фюзеляжа. Он с большим трудом выходит из пике, в которое оказывается втянут, но без проблем приземляется на местном аэродроме.

Вечером звено младшего лейтенанта Альбера — капитана Прециози замечает 2 Me-109 на линии обороны противника. Капитан Прециози дает очередь и 2 вражеских самолета прекращают преследование.

16 июня 1943 — 4 вылета на «свободную охоту». Между пятью и шестью часами утра звено младшего лейтенанта Альбера — капитана Прециози атакует FW-189 в районе линии фронта; летчик выглядит раненым и очень слабо реагирует. Самолет возвращается на свою территорию и пассивно пикирует, с нашей стороны наблюдатели видят, как он взрывается в лесу.

С 17 по 22 июня 1943 — 15 боевых заданий по «свободной охоте» и подготовка вновь прибывших.

23 июня 1943 — около 5 утра звено майора Тюляна и лейтенанта Бегена встречает самолет-разведчик FW-189 под защитой двух FW-190. Майор Тюлян замечает вражеские истребители и атакует их, в то время как лейтенант Беген атакует 189-й и выполняет три захода с тыла. В результате самолет лейтенанта Бегена полностью теряет обшивку с одной стороны фюзеляжа. В этот момент его начинает преследовать один из истребителей FW-190. Беген очень ограничен в маневрах, тем не менее ему удается выбраться из переделки, и 190-й не собирается настаивать. В это время майор Тюлян из выгодной позиции подбил оба FW-190. С наблюдательных постов видят, как один из них запутывается в линиях электропередач у поверхности земли.

В тот же день в 7 часов вечера звено младшего лейтенанта Лефевра и аспиранта Бона атакует 4 FW-190, которые прикрывают бомбардировщиков. Младший лейтенант Лефевр стреляет по одному из «фокке» снизу с очень близкой дистанции; это не приносит видимых результатов.

24 июня 1943 — 6 боевых заданий по «свободной охоте» и подготовка новых летчиков.

25 июня 1943 — бесчисленные тренировочные полеты. Младший лейтенант Лефевр страдает от желтухи и отправлен в госпиталь в Москву.

26 июня 1943 — 9 боевых заданий по разведке района.

27 июня 1943 — во время «свободной охоты» между тремя и четырьмя часами утра звено майора Тюляна и лейтенанта Бегена натыкается на два FW-190. Лейтенант Беген в нескольких километрах от аэродрома вступает в воздушный бой на виражах (маневренный бой, при котором самолеты стараются зайти друг другу в хвост — прим.ред.) с одним из вражеских истребителей, второй «фокке» исчезает без видимых причин. Бой проходит практически над деревней, в которой базируются летчики. Разбуженные залпами зениток и ревом моторов, они выбегают на улицу в пижамах и наблюдают за происходящим. Оба орудия лейтенанта Бегена практически сразу заклинивает, и так как это было в самом конце вылета на задание, у него остается горючего всего на несколько минут полета. В этот момент майор Тюлян приходит ему на помощь. В ту минуту, когда Беген совершает посадку, FW-190 пикирует над ним, угрожая нападением, но автоматные очереди вынуждают FW прекратить атаку. Оба самолеты авиагруппы садятся. В этот день выполняется еще 7 вылетов на «свободную охоту».

С 28 июня по 8 июля 1943 — 45 боевых вылета на «свободную охоту» и «ночную охоту». Тренировки продолжаются.

9 июля 1943 — газета «Правда» публикует имена офицеров авиагруппы, награжденных орденом Отечественной войны. Это майор Тюлян, капитан Литольф, младший лейтенант Дюран, младший лейтенант Лефевр и младший лейтенант Дюпра. Майор получает телеграмму с поздравлениями от генерала Громова, командующего 1-й воздушной армией.

10 июля 1943 — в 10 вечера начинается артподготоавка невероятной силы; всю ночь в сторону линии фронта летят бомбардировщики, небо освещено взрывами и сигнальными ракетами.

11 июля 1943 — грохот артиллерии продолжается весь день и не прекращается всю следующую ночь. Ощущение силы и величия!

12 июля 1943 — 8 утра. 14 самолетов эскадрильи вылетают двумя группами на сопровождение двух групп бомбардировщиков Пе-2 по 9 машин в каждой. Две волны по 28 бомбардировщиков Пе-2 принимают участие в этом боевом задании. Бомбардировка проходит в нескольких километрах за линией фронта. Летчики замечают, что артиллерийский огонь сегодня особенно яростный, вражеские линии обороны скрываются в облаке дыма и пыли.  С русской стороны видны десятки артиллерийских залпов одновременно. Первая волна бомбардировки выдержана ПВО; штурмовики, которые летят на сверхнизкой высоте, атакуют вражеские зенитные батареи. На втором пролете огонь ПВО уже гораздо слабее. Все наши самолеты возвращаются без единой царапины. Вражеские истребители не вмешиваются. К 12 часам дня, вскоре после бомбардировки Пе-2, артиллерийский огонь прекращается, в дело вступают танки и пехота.

13 июля 1943 — в 19.10 пятнадцать Як-1 сопровождают 10 штурмовиков Ил-2 на (неразборчиво. — прим. ред.) мост. Цель защищают примерно 24 вражеских тяжелых истребителя Ме-110, образующих два «оборонительных круга» — один над другим, которые перемещаются в противоходе. Ме-110 готовятся к нападению на штурмовиков, но «яки» атакуют первыми и вынуждают их разорвать круг. Капитан Литольф, младший лейтенант Кастелен и младший лейтенант Дюран сбивают по Ме-110 каждый. Летчики наблюдают за штурмовиками, которые атакуют из пушек и бомбардируют колонны вражеских грузовиков в лесу. Их действия кажутся успешными. Все Ил-2 и все «яки» возвращаются без повреждений на свои базы.

14 июля 1943 — в 7.30 почетный караул в честь нашего национального праздника (речь идет о Дне взятия Бастилии, главном национальном празднике Французской Республики — прим. ред.). Французский и русский персонал построены на поляне. Капитан де Форж зачитывает повестку дня от майора Тюляна и приказ о награждении  механиков. Церемония длится приблизительно 10 минут. В течение всего дня на этом небольшом пятачке французской земли развевается флаг Французской Республики. Новая столовая торжественно открыта, и, благодаря аспиранту Коро, меню особенно разнообразно и обильно. Эта новая stolovїa (некоторые слова, связанные с реалиями их военной жизни и быта в СССР, летчики «Нормандии» выучили и произносили по-русски; в тексте «Маршевого журнала эти слова представлены в форме транслитерации — прим. ред.) знаменует огромный прогресс в области питания.

В 14 часов семерка «яков» под командованием майора Пуйяда отправляется на прикрытие штурмовиков, которые должны атаковать войска противника в Болховском районе. Четыре Ме-110, защищающих цель, немедленно атакованы майором Пуйядом, капитаном Прециози, лейтенантом Бегеном, лейтенантом де Тедеско и младшим лейтенантом Альбером. Два Ме-110 сбиты: один майором Пуйядом совместно с лейтенантом Бегеном, второй – младшим лейтенантом Альбером. Обе победы подтверждены наземными службами. Лейтенант де Тедеско не возвращается из этого вылета. Младший лейтенант Альбер заметил, как один Як-9 (винтомоторный истребитель, самый массовый из истребителей периода Великой Отечественной войны — прим. ред.) спикировал на землю и исчез в облаке дыма, но поиски на земле не приносят никаких результатов. Все штурмовики вернулись на свою базу.

В 15.30 девять «яков» под командованием майора Тюляна вылетают на боевое задание по прикрытию штурмовиков в Красниково. В ходе вылета были замечены 10 FW-190, но сражения не было. Все штурмовики вернулись на свою базу.

В 19.50 девять «яков» под командованием майора Тюляна сопровождают штурмовики Ил-2 в Киреково; майор Тюлян и лейтенант Беген атакуют 2 FW-190 — результата не наблюдается. Ведомый капитана Литольфа, младший лейтенант Кастелен атакован тремя FW-190 и оказывается оторванным от своего ведущего. Он атакует 190-й в момент, когда «фокке» свечей взмывает вверх и садится на хвост неопознанному «яку». FW-190 загорается и взрывается в воздухе. Младший лейтенант Кастелен также атакует один из группы бомбардировщиков Ju-87 ( «Юнкерс J-87»  –немецкий пикирующий бомбардировщик и штурмовик времен Второй мировой войны — прим.ред.), который сбрасывает бомбы на дружественные войска. Результат не замечен. Кастелен садится на соседнем аэродроме. В расположение авиагруппы он возвращается ночью на У-2.

Итак, 14 июля авиагруппа «Нормандия» отдает честь Франции: 3 убедительных победы и 25 боевых вылетов. К сожалению, в этот праздничный вечер лейтенанта де Тедеско нет с нами, его задора и веселости очень не хватает. Командующий 303-й истребительной авиационной дивизией генерал Захаров, а также порядка 20 советских офицеров приглашены на ужин. Во время ужина генерал Захаров зачитывает поздравительную телеграмму от генерала Громова, командующего 1-й воздушной армией, адресованную авиагруппе «Нормандия» по случаю национального праздника Франции. Майор Тюлян благодарит генерала Захарова, ужин заканчивается в очень душевной обстановке.

15 июля 1943 — в 16.10 восьмерка «яков» под управлением младшего лейтенанта Дюрана прикрывает 6 штурмовиков Ил-2 в Красниково. Штурмовики атакуют все виды построении транспортных средств противника на дорогах. Вражеские самолеты замечены не были, и все наши возвращаются на базу.

18.40 — 8 «яков» под командованием майора Тюляна сопровождают самолеты Ил-2 в районе Болхова севернее Красниково; по прибытии к цели штурмовики атакованы двумя Ме-110, летевшими им навстречу на малой высоте. «Мессер», атакованный капитаном де Форжем, бросает своего товарища, окутанный дымом. Майор преследует второго на бреющем полете в течение 10 минут, пока тот не совершает жесткую посадку на брюхо в четырех километрах к северу-востоку от Орла. Все «яки» и штурмовики возвращаются на аэродром.

16 июля 1943 — в 10 часов 12 «яков» отправляются на боевое задание по прикрытию наземных войск в районе Красниково. 3 Ме-110 замечены и немедленно атакованы капитаном Литольфом и младшим лейтенантом Кастеленом. «Мессер», сбитый капитаном Литольфом, садится на брюхо. Младший лейтенант Кастелен выпускает по второму несколько очередей, «мессер» загорается и разбивается о землю. В это время майор Пуйяд, капитан Прециози, лейтенант Беген, младший лейтенант Дюран и аспиранты Риссо и Вермей атакуют FW-189, который обстреливает наземные войска. Нападение 6 истребителей длится довольно долго.  Наконец, FW сбит. Его падение подтверждено наземными силами. Все наши истребители возвращаются на аэродром без повреждений.

В 14 часов 8 «яков» под командованием майора Тюляна отправляются на боевое задание по прикрытию войск в Красниково. В указанном районе они обнаруживают группу из приблизительно 15 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, которые направляются в Красниково. Ведущий звена капитан Литольф, младший лейтенант Кастелен, лейтенант Леон летят со стороны солнца. Они нападают на замыкающую группу Ju-87. Двойка майора Пуйяда и младшего лейтенанта Бернавона также атакует одновременно с ведущим звена. Майор Тюлян и младший лейтенант Альбер обеспечивают прикрытие. Звено капитана Литольфа и младшего лейтенанта Кастелена подвергается нападению со стороны трех FW-190; три других FW атакуют лейтенанта Леона, который вовремя делает разворот и, снижаясь, сбивает одного из них.

Лейтенант Леон выведен на высоту двумя оставшимися FW. Там его ожидают еще четыре FW-190. Лейтенант Леон входит в пике и, преследуемый четырьмя вражескими истребителями, на бреющем полете возвращается на нашу сторону линии фронта. Преследователи по очереди обстреливают его, но Леону удается сбить  еще один FW-190 — уже второй за этот вылет — и благополучно вернуться на аэродром. Несколько пуль попали в его самолет.

Во время атаки Ju-87 майор Пуйяд подбил один из немецких бомбардировщиков; на него тут же нападает FW-190, он резко уходит на пике и возвращается на аэродром.

В момент атаки патрулей капитана Литольфа и майора Пуйяда на Ju-87 звено майора Тюляна и младшего лейтенанта Альбера было атаковано сверху двумя FW-190. Майор Тюлян уходит от преследования, разворачивается к солнцу и сбивает один из вражеских истребителей; на него снова нападают, он снижается и безуспешно атакует FW-189; в конце концов, развернувшись, он натыкается на четверку FW-190. Безрезультатно обстреляв один из них, майор Тюлян возвращается на аэродром.

В ходе этих воздушных сражений капитан де Форж, оторвавшись от группы, натыкается на 2 Ме-109; он стреляет по одному из них, который выглядит поврежденным.

Капитан Литольф, младший лейтенант Кастелен и младший лейтенант Бернавон не возвращаются с боевого задания. Поиски, организованные на следующий день, не дали никаких результатов.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *