Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

“Нужно быть с детьми на одной волне” или как написать про траекторию полета мухи. Секреты Екатерины Павлоградской, наставницы победителя “Большой Перемены”

Екатерина Игоревна Павлоградская – молодой учитель и многодетная мама трёх сыновей. Её активность восхищает многих жителей Козельска, а особенно тех, чьи дети учатся в школе № 3. Несмотря на то, что в педагогике она работает «всего 7 лет», у неё огромный послужной список благодарностей, дипломов, сертификатов и грамот. А практически в начале своей работы учителем Екатерина получила медаль «За службу образованию». А ещё Павлоградская была наставницей Семёна Пашковского, который прославил свой район победой в масштабном Всероссийском конкурсе «Большая перемена». Впрочем, она помогала не только Семёну, но и другим своим ученикам. Как отмечают сами школьники, Екатерина Павлоградская «за любой творческий кипиш». Как находят ребята темы для своих проектов, что это за должность – мобильный педагог, легко ли быть директором школы, а главное – как найти общий язык с учениками? Обо всём этом рассказала Екатерина Павлоградская газете «Козельск», когда мы с ней вечером 5 ноября ехали на машине в Калугу встречать победителя «Большой перемены». Кстати, наставница и здесь проявила креатив: нарисовала плакат, надула шарики и прихватила с собой колонку с музыкой – для торжественности.

«Нива» в кредит и контроль за крышей

— Расскажите, Вы давно живете в Козельске? Как Вам наш город?

— У меня муж военный. Вот с ним приехали. А я сама с Ростова-на-Дону. Мне самое главное, чтобы в семье было все в порядке. И на работе. Сложно, конечно, было после московской зарплаты привыкать к нашей. Вчера сидела до 3 часов ночи, проекты отправляла на Всероссийский конкурс «Моя малая Родина». Нужно рассказать о традициях края, видеоролики снять. Несмотря на то, что я здесь живу только год, все равно это – моя малая Родина. В Козельске проходит моя жизнь, моя молодость. Малая Родина – это что? Дом, в котором ты живешь, лавочка возле него, улица, по которой ты ходишь…

— А как начиналась Ваша педагогическая деятельность?

— В 2013 году я была мобильным учителем. Это – официальный статус. Мы жили в  таком же маленьком военном городе как Козельск, даже постройки одинаковые. Мне очень хотелось работать в школе. И меня спросили, не хочу ли я работать в деревне. Я говорю: «Хочу. Но нужно посмотреть, как туда добраться, ходят ли автобусы». В одну деревню 40 километров добираться, в другую – 17, в третью – 60.  А мне предложили 5 школ одновременно. Там все получалось по часам, плюс суббота. Не поверите, я еду. Беру кредит, покупаю «Ниву». А я в это время работала в больнице начальником административного отделения, но захотела поменять свою сферу деятельности. Уходила с хорошей должности. Ну и вот, 5 лет я каждый день ездила в эти села. Со мной министерство образования заключило договор, мне оплачивали бензин туда и обратно. И когда освободилось место в городе, мне уже не хотелось уходить из села. 

— А что семья сказала на  принятое решение?

— Муж отнесся к этому нормально. Взаимопонимание у нас в семье есть. Ему, собственно, главное – чтобы я была жива-здорова. Он мне даже помогает, статьи пишет. Дети самостоятельные – у меня средний сын, восьмиклассник, вообще в Калуге учится. Он ходит в обычную школу, но при ней открыли два спортивных класса: занимаются футболом на анненском стадионе, бассейн, шахматы. Средний сын – вратарь, голкипер, активный, в меня. Старший заканчивает 11 класс в нашей третьей школе. Он очень спокойный, его не пробьешь. Наверное, в папу. Младшему сейчас 2,8, ходит в садик, не подводит, не болеет. Ну про него  непонятно, на кого похож, маленький еще. Я на работу вышла, когда младшему было три месяца, с ним бабушка с дедушкой нянчились. Я ни разу не сидела в декретном отпуске.

— Вам нравилось работать в сельских школах?

— Да. Но я работала не только учителем. Два года была директором сельской школы. Точно так же ездила с детьми по проектам: выигрывали, побеждали, точно так же про нас писали в газетах. Дошло до нашей главы, она меня вызывает и говорит: «Хотите быть директором школы?». А я не была на руководящей должности – ни завучем, ни методистом, работала обычным учителем. Я говорю, что да, хочу. И поехала принимать дела. За 2 года мы отремонтировали школу – такого спортзала нигде в городе, наверное, не было. Мы начали участвовать школой в таких же проектах, как вот Сосенский, когда выиграл грант на развитие своего города. Собрали документы, фотографии, видеоролики, сидели с учителями ночами, всех подключили. И мы выиграли! А участвовали в программе «Развитие спорта на селе». Я лично эти сметы реализовала, затем государственную экспертизу, торги. Я была беременная, лазила на крышу смотреть, так ли мне ее покрыли.

Изменчивые рецепторы

— Когда у Вас появилось осознание выбора профессии?

— Я из многодетной семьи, самая старшая. Мне очень нравилось с младшими играть в школу. А потом к нам в школу пришел педагог, который мне понравился, и увлекла меня своим предметом. Молодая, энергичная, с новыми взглядами. Вела у нас биологию и химию, у меня по этим предметам были пятерки. Она до сих пор работает в школе. Мы из деревни, Ростовская область, мама была поваром, в этой сфере никогда не была. Мы приехали с ней подавать документы, даже не знали, где институт. Когда пришли, нас отправили к ректору. Он говорит маме: «Наверное, не получится Вашей дочери поступить: у нас дети дополнительно занимались, на курсы ходили». А мама ему: «Ваши дети городские не могут лошадь от коровы отличить. А мы – в сельском хозяйстве, она вашу биологию и так знает!». И я поступила.

— Может быть такое, что Вы еще раз смените вид деятельности?

— Нет. Учителем я работаю мало, семь лет. Но у меня такое ощущение, что всю жизнь. Хотя, знаете, как учитель биологии скажу, что вкусовые рецепторы у человека меняются каждые семь лет, предугадать, что будет дальше – трудно.

Вместе – проект писать, вместе – убираться на кладбище

— У вас с Семеном это первая совместная работа?

— Нет. Мы участвовали с Семеном в конкурсе «Растим патриота», он там получил диплом 3 степени. Тема была «Заброшенные могилы». Мы в прошлом году дважды ходили с Семеном на старое кладбище, убирали заброшенные могилы ветеранов. Он с этим проектом выиграл в международным конкурсе «Сделаем вместе», стал абсолютным его победителем по этой теме. Эта тема принесла ему и еще одну победу – в конкурсе имени Чижевского. Как все получилось: я – новый человек в городе, пришла в школу прошлом году. И с 1 сентября стала работать и общаться с детьми. Занимаюсь давно проектно-исследовательской работой. Соответственно на своих уроках у детей, которым преподаю биологию, набирала команду, которая будет со мной работать. Предлагала: «Ребята, давайте участвовать в конкурсах». Одним из первых был «Я – гражданин России». Мы заняли в муниципальном конкурсе  2 место. Ко мне подошел Семен Пашковский – я еще не знала, как его зовут, не успела запомнить всех имен учеников – и говорит: «Екатерина Игоревна, я хочу с Вами написать проект». «Давай, — говорю, — на какую тему?». 

— Тему ребята сами выбирают, или Вы подсказываете?

— Я никогда не навязываю детям темы. А когда у меня спрашивают, о чем можно написать, отвечаю: «Даже о том, как летает муха, траекторию ее полета». Утрирую, конечно, но чтобы им было понятно. И когда речь идет о выборе темы для проекта, конечно, спрашиваю: «Чем вы занимаетесь, увлекаетесь?». Ну так вот Семен мне говорит: «Стоит стела в городе у нас, а рядом, за стеной, могилы со звездочками заброшены». Говорю: «Хорошо, давай в субботу проедемся, посмотрим». И мы с ним поехали. Да, жуткое, конечно, зрелище, когда ты заходишь. Там не просто заброшено – на некоторых могилах проросли деревья. А еще люди, когда хоронят своих близких, ставят таким образом оградку, что вход на соседскую могилу просто загораживают совсем. Из-за этого на многие могилы мы с Семеном перелезали через эти решетки. Убирались, вырубали деревья, которые там выросли. Не на всех, конечно, табличках, но есть имена и фамилии. Нам на конкурсе задали вопрос: «Вы пытались узнать, кто там захоронен?». Четыре фамилии мы нашли в Интернете – где похоронены, имена. Еще четыре остались неизвестными. Конечно, все кладбище мы не смогли убрать – да это и не под силу сделать двум людям.  Некоторые мы нашли на памятной доске площади. И это дало нам тему для еще одного проекта. Оказывается, можно выяснить, чьи захоронения. Это можно найти через администрацию, через книгу переписи захоронений. Это будет такое исследование, продолжение предыдущего проекта. Вот так мы с Семеном начали работать.

Семен празднует победу с другим участниками “Большой перемены”

— Это же, скорее, исторические изыскания, чем биологические…

— У меня так и спросили на конкурсе: «А Вы еще и по истории пишите проекты?». Да я по всему пишу проекты! Я занимаюсь этим вместе с детьми.

Про современную педагогику

— Что главное в общении педагога с учениками?

— Надо быть с детьми на одном уровне. Когда ты с ними наравне, то все сложится замечательно. Вот у меня спрашивает ребенок: «Что это за растение?». Я честно отвечаю: «Не знаю, давайте вместе загуглим, посмотрим, что это. Ребята, вы что, думаете, я все 350 тысяч покрытосеменных знаю?». Мне не стыдно в этом признаться, я учусь вместе с ними. Человек не может все знать. Стараюсь быть с ними наравне.

— Если вдруг обидели, извинитесь перед ребенком?

— Обязательно. Я сделаю это сразу. Могу и при всех. Ну и потом, я смотрю на своих детей, их у меня трое, двое из них – ученики. Когда они приходят домой, то делятся, что произошло в школе. Что сказал учитель, что сделал, что хорошо, а что – нет. Они высказывают свое мнение. Вот и из этого тоже делаю свои выводы, как вести себя с детьми.

— Есть у Вас эталон современного педагога?

— Шалва Амонашвили (выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, ред.). Я лично с ним знакома. Очень хороший человек. Владимир Васильевич Пасечник, автор учебников по биологии. Тоже лично знакома, была у него на уроках. Стараюсь строить уроки так, как строил их он. У него на уроках не тихо. У меня – тоже, за это получаю замечания. Но у меня ученики шумят не потому, что они ничего не делают, а потому, что работают. Я приношу зерна, рассматриваем их, листики, цветы, жуков.

— Помните Ваше первое достижение как учителя биологии?

— Когда я пришла в школу в 2013 году, мне как-то сразу приглянулась проектно- исследовательская деятельность. Захотелось этим заниматься. В 2015-м году проходил Всероссийский конкурс «Мой лучший урок». Его проводил институт имени Менделеева. Сначала на регионе, потом на области, затем едешь на всероссийский. Меня не выбрали на регионе, и я подала свой урок напрямую в Москву. И мне пришло приглашение на конкурс. А урок был на тему «Ее Величество биология». Обычный урок, ничего сверхъестественного там не было. Наверное, поэтому я с ним и победила, что не стала мудрить. Притащила микроскоп, вырастила одноклеточных. Приближалась Масленица, поэтому принесла с собой чучело и блины. А я в своей защите указала, что никогда не сижу на месте, творческий человек, нужно – в прорубь нырну. Ну и вот вам – блины, чучело. Настроила микроскопы, предоставила комиссии рассмотреть моих одноклеточных. Вот так я стала абсолютным победителем конкурса. И получила за него медаль «За службу образованию».

Я хотела бы вашу газету попросить напечатать  мою благодарность и признательность некоторым организациям и жителям Козельска. Дело в том, что мы с ребятами часто обращаемся к представителям различных профессий. Они нас консультируют, помогают советом, просто высказывают свое мнение о наших работах. Так вот, спасибо большое за помощь козельскому молочному заводу, городской больнице, военному госпиталю, аптекам и художнику Илье Яценко!

Беседовала Анастасия Королева

Фото: Марина Болдырева, личный архив

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *