Речь идёт о воинском захоронении солдат Великой Отечественной на старом городском кладбище, о котором мы неоднократно писали. Сердце ёкнуло, когда в редакцию прислали фотографии сгнившего креста на этой огромной могиле…
«Всё уже решено и необходимое заказано»
Напомним, что в последний раз тему бесхозного захоронения героев войны мы поднимали в мае прошлого года, когда в редакцию обратился неравнодушный козельчанин Александр Демидов. «Два года назад в официальном письме я просил администрацию Козельска обратить внимание на воинское захоронение на старом кладбище. Но с тех пор так ничего и не изменилось. Смотреть невозможно – старый крест, обветшалая табличка», – рассказывал Александр Андреевич.
На табличке, это важно, написано следующее: «Здесь захоронены советские воины, погибшие в 1941 году, при освобождении г. Козельска. Вечная память павшим героям».
Мы в мае 2020 года по поводу этого захоронения обращались в городскую администрацию. Удивительно, но нам ответили, что о таком захоронения ничего не знают, в реестре, мол, не значится. Но подвижки тогда всё же начались – на могиле была покошена трава. «В ближайшее время захоронение будет приведено в порядок обязательно, – заверил тогда нас бывший заместитель главы городской администрации Василий Шулекин. – Будет установлен новый крест, заменена табличка, покрашено ограждение. Всё уже решено и необходимое заказано».
Но в итоге – очередное обращение в редакцию неравнодушных жителей.
20 лет под завалами мусора
Утром 20 октября мы вместе с Еленой, женщиной, приславшей свежее фото, поехали на место захоронения. Шли долго, поскольку кладбище бесхозное – ни проходов, ни указателей, кучи мусора прямо на могилах…
«Осторожно, тут можно так забрести, что не выберешься, – говорит Лена, спотыкаясь о поваленное дерево. – Сама я живу в Сосенском, поэтому на этом кладбище я оказалась впервые. В понедельник мы приехали сюда с подругой. Она живёт в Домодедово, а в Козельск приезжает, чтобы поправить могилы родителей. Она-то и показала мне это братское захоронение и поведала его историю».
Подруга рассказала Елене, что в 1941-м году где-то рядом с кладбищем был госпиталь, в котором её мама работала санитаркой и выхаживала раненых бойцов, привезённых с линии обороны под Ульяново (эта информация противоречит той, что изложена на табличке – прим. редакции). К сожалению, многие солдаты от полученных ранений умирали. Их хоронили на этом кладбище в одном нательном белье без документов и жетонов. «Жаль, что в живых свидетельницы того страшного времени уже нет. Наверняка, мама моей подруги многое бы вспомнила и рассказала про этих мальчишек», – вытирая табличку на сгнившем кресте братской могилы, говорит Елена.
Собираясь в обратный путь, Лена вспомнила ещё один факт. Подруга, ей рассказала, что это братское захоронение лет 20 было скрыто от глаз под завалами мусора. И лишь года 4 назад могилу привели в порядок – установили и покрасили заборчик, поставили крест с табличкой. И сделали это добрые люди из козельского военкомата…
«Застолбил место?..»
Со слов Елены выходило, что захоронение это все же не бесхозное. Чтобы утвердиться в этом, мы решили связаться с «хозяевами» могилы – с военкоматом. И вот какой ответ нам дал военный комиссар Козельского и Перемышльского районов Андрей Дувалин: «Такого воинского захоронения нет на учёте. К тому же мы ведём только учёт, а всё обслуживание и благоустройство возлагается на муниципалитет, значит, на администрацию Козельска. А ещё я считаю, что надо выяснить, а действительно ли там – воинское захоронение? Кто его там обнаружил, кто поставил крест с заборчиком, непонятно. Почему много лет назад про это место никто не знал, а теперь оно вдруг появилось? Нужна доказательная база, чтобы мы его поставили на учёт воинских захоронений».
Андрей Викторович также отметил, что во время войны в Козельске всех бойцов, умерших в госпиталях, хоронили на Мехзаводе, указывая их имена и фамилии. Следом военком выдвинул ужасную версию, которая, к сожалению, в нашей жизни имеет место быть. «Может, тут кто-то для себя место застолбил – вынес мусор, поставил заборчик с крестом? Да, и такое бывает. Зайдите на любое наше кладбище и обратите внимание, что некоторые памятники стоят бесфамильные. Если бы там было солдатское захоронение, то о нём бы знал руководитель поискового отряда Игорь Михайлович Долженков. Но при жизни он ни слова про это место не сказал. Так что надо вызывать поисковиков, чтобы они занялись этим захоронением».
Родина, которая про них забыла…
Чтобы связаться с такими специалистами, потребуется время. «Покажите мне это место, а дальше будем разбираться», – ответила на телефонный звонок наша последняя инстанция – заместитель главы Козельска Вадим Федосейкин.
Прибыв на место захоронения, Вадим Анатольевич сказал: «Крест поставим новый, табличку закажем. Но надо всё же понимать – какую надпись делать на табличке. На старой, написано, что солдаты погибли, защищая в 41-м году Козельск, а мама жительницы Сосенского, которая обратилась в вашу редакцию, уверяла, что они обороняли Ульяново…»
Что ж, продолжим следить за ситуацией.
Мы просим наших читателей помочь пролить свет на историю этого захоронения. Ведь если выяснится, что здесь действительно похоронены наши солдаты, то позор всем нам, что они 80 лет лежат в земле без имён и фамилий, защищавшие Родину, которая про них забыла…
Евгения Симонова
Ваш комментарий будет первым