Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Копали рвы, строили аэродромы-обманки, голодали, умирали. История из жизни одной козельской деревни в годы Великой Отечественной войны

Накануне 9 мая принято много писать о подвигах на фронтах Великой Отечественной войны. И это правильно. Но подвиги совершались и в тылу, и на оккупированных территориях. Многие жертвовали собой вдали от бомбежек и перестрелок.  Отдельная тема – жизнь русской деревни во время войны.  Об этом рассказывали многие советские писатели.  Об этом действительно нельзя не говорить. В нашем распоряжении оказались воспоминания жителей деревни Бильдино Козельского района.  В них столько фактуры и деталей, что хватит еще на одну книгу или фильм. Все это наша история. И это живая история, наша родная, та, которая передается от одного поколения к другому. И дай Бог эта цепочка воспоминаний о большом человеческом подвиге не прервется никогда.

Воспоминания по рассказам Марии Дмитриевны Гришиной, Полины Романовны Гришиной, Аксиньи Романовны Шихиной, Натальи Романовны Евдокимовой, Полины Дмитриевны Матвеевой и других жителей д. Бильдино.  Записала Мария Алексеевна.Данилкина (Гришина)

Деревня Бильдино располагается на дороге, связывающей Козельск с Мещовском, в 12 километрах от Козельска.

В период оккупации Козельского района с октября 1941 по январь 1942 года немцы были в Бильдино 3 раза наездами. Приезжали на мотоцикле со стороны д. Кощева. Эта дорога идёт полем, хорошо просматривается. Жители деревни Бильдино увидели этот мотоцикл. Началась паника: кто-то побежал прятаться, кто-то пытался убежать из деревни. Но куда?

Хозяйка одного из домов – Шибаева – вышла встречать немцев хлебом-солью со словами: «Спасители Вы наши». Этого ей не простили сельчане, семья Шибаевых уехала из деревни после войны.

Во время войны в здании школы деревни Бильдино располагался прифронтовой госпиталь. Школу на это время перевели в здание клуба. Клуб был в доме бывшего зажиточного крестьянина Рогожина. Кабинет от кабинета отделялся классной доской. Занятия проходили в несколько смен, ведь в деревне жили эвакуированные семьи с детьми. Наполняемость классов была по 30 – 45 учеников.

Дрова для отопления клуба пилили старшие ученики. Зимой было холодно, чернила замерзали. Учебников, тетрадей не хватало. Писали  на любом клочке бумаги, в том числе и на газетах, книгах, журналах между строк. Одну из таких книг я видела на полке в доме родителей, но не сохранила: не осознала важности этой книги.

Школа располагалась в 2-х зданиях. Кроме учебных классов в школе были учительские квартиры. Был огород, сад, спортивная площадка. В школьном сквере росли сирень, жасмин, розы, ели, берёзы, липы. За зданием маленькой школы был дендрарий, солнечные часы.

Во внеучебное время учителя трудились на трудовом фронте. Вблизи деревни Вязовая (соседняя деревня) располагался авиационный полк «Нормандия Неман». Чтобы ввести врага в заблуждение, учителя вместе с жителями деревни строили ложные аэродромы вблизи д. Зелёные воды и д.Орлово, в других местах.

Копали противотанковые рвы за рекой Серёной. Заготавливали лесоматериал для нужд фронта. Во время лесозаготовок заболели два жителя деревни: Матвеева Мария – 16-летняя дочь Полины Дмитриевны  Матвеевой и Лисицын Николай Матвеевич, учитель физики. Воспаление лёгких вылечить не удалось, так как пенициллина не хватало – все уходило для нужд фронта. Здоровье гражданского населения было на втором плане.

Колхозные поля обрабатывались всеми доступными способами, кроме лошадей. Лошади были отправлены на фронт. Пахали поля на быках, коровах, копали лопатами. Была определена норма вспашки для каждого человека. Бороновали той же тягловой силой. Женщины тоже надевали на себя лямки с боронами и таскали их по полю. Трудно было управлять быками, в жару они уходили в кусты и оттуда их было не вытащить.  Страшно было, когда во время выполнения сельскохозяйственных  работ прилетали немецкие самолёты и начинали стрелять. Прятаться было негде. Просто ложились на землю и закрывали голову руками, ждали, когда кончится стрельба и стихнет вой немецкого самолёта. Выращенный и собранный урожай отправляли на фронт.

Чем питались жители во время войны в деревне Бильдино? Ели всё, что съедобно. В некоторых домах  была крупорушка. Это такое устройство из 2-х камней круглых плоских с отверстиями, с помощью которых перетирались зёрна. Крупорушка позволяла экономно молоть зёрна на муку. К муке при выпечке добавлялись растительные добавки: отруби, картошка, лист свёклы, лебеды. Такой был хлеб.

Кроме этого, в пищу шли овощи, фрукты, ягоды. Собирали мёрзлую картошку весной на поле – тошнотики: ты их в рот кладёшь, а они изо рта вылезают. В лесу брали грибы, ягоды, а иногда ребята разоряли гнёзда – брали яйца из гнёзд. Ели примулу лесную, серпигу, щавель.

Соли не хватало, сахара не было, а если появлялся, то только для детей и «вприкуску», а взрослым «вприглядку».

Страх голода ещё долго заставлял жителей деревни делать заготовки овощей на зиму в больших объёмах: капусту  ведер 20 – 30, огурцов столько же, яблоки мочёные, груши. Приговаривали, что лучше выбросить, чем не хватит.

В освобождении Козельского района принимал участие Конный корпус Белова, части этого корпуса проходили мимо деревни Бильдино. Немецкие самолёты их обстреливали, поэтому вдоль дороги Козельск – Мещовск лежали трупы лошадей. Весной их начали убирать: стаскивали в придорожные овраги, засыпали землёй. Такое захоронение было сделано на окраине д. Грива. Потом рядом с этим могильником стали хоронить умерших жителей.   

На площади деревни стоит памятник советским лётчикам, погибшим во время боя над Бильдино. В 1953 году их останки перезахоронили в братскую могилу в деревне Потросово, а памятник остался. Имена лётчиков помнили старожилы, лётчики квартировали в  нашей деревне.

В Бильдинской школе учился Василий Дмитриевич Пронин – герой Советского Союза. Родился 10 июля 1921 года в деревне Грива (ныне посёлок Козельского района Калужской области) в крестьянской семье. В деревне окончил неполную среднюю школу.

В Бильдинской школе работала учительницей начальных классов Таисия Семёновна Ермакова – сестра Анны Семёновны Овсянниковой, знаменитой партизанки с позывным «Незабудка». Районка не раз рассказывала о ее подвиге, публиковала письма героини маме.  

Рассказы жителей деревни о военных годах скудные были, так же, как и сама жизнь. Тот факт, что выжили сами, детей сберегли,  а кому-то посчастливилось дождаться своего родственника с войны – уже счастье. В нашу деревню вернулись с войны Ермаков Борис Макарович, Матвеев Никита Григорьевич, Гришин Алексей Акимович, Белов Гаврила, Березов Сергей Михайлович, Березов Григорий Михайлович, Гришин Алексей Романович. А сколько их уходило на войну, никто сосчитать не сможет. Много.

Фото: Василий Батурин

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять